Завершившаяся накануне в Японии встреча на высшем уровне лидеров стран «Большой семерки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, США и Япония), по мнению аналитиков, окончательно проявила настроения международного сообщества. Нынешние вызовы цивилизации главы G-7 определили предельно просто. Во-первых, это угроза терроризма в Европе. Стороны констатировали некую беззащитность официального Брюсселя перед потенциальными исламистами. Во-вторых, государства от Оттавы до Веллингтона в ближайшее время могут столкнуться с проблемами экономического и экологического характера . И, наконец, в-третьих, «Семерка» выразила свою крайнюю обеспокоенность ситуацией в Украине – причем, как обстановкой на Донбассе, так и положением дел в украинском политикуме. Кстати, нашей стране в итоговой Декларации встречи был посвящен отдельный параграф.
В первый день заседания дела для Киева складывались относительно неплохо. Участники саммита проявили завидное единодушие, высказавшись за продление экономических и политических санкций против России в связи с ее позицией относительно Крыма и Донбасса. В пользу пролонгации эмбарго выступила даже Франция, ранее нашедшая пресловутые ограничения нецелесообразными. Тон обсуждения задали президент США Барак Обама и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, практически в один голос подчеркнувшие, что санкции с Кремля не будут сняты до тех пор, пока Крым не вернется под юрисдикцию Украины, а с Донецкой и Луганской областей не уйдут последние российские солдаты (добровольцы).
Ситуация изменилась уже 27 мая, когда обстановку в Украине начали рассматривать, что называется, по существу. Японский премьер Синдзо Абэ в свойственной ему довольно резкой манере заявил, что конфликт на Донбассе необходимо решать исключительно дипломатическим путем. Дескать, сейчас в регионе Минские договоренности нарушают обе стороны противостояния. Дальше – больше. Канцлер Германии Ангела Меркель как-то осторожно, но очень доходчиво объяснила, что мир на украинском юго-востоке сейчас невозможен без проведения там выборов. «Украина говорит, что не готова к народному волеизъявлению на неподконтрольных ей территориям, и это лишь усугубляет кризис», — озвучивают обозреватели позицию Меркель. Наконец, слово взяла Италия. Итальянский премьер-министр Маттео Ренци посетовал на фактический провал в Украине целого ряда реформ. Дескать, за последние два года качество жизни украинцев существенно ухудшилось, местная валюта девальвируются, а экономические преобразования в стране в очередной раз оказались под угрозой срыва.
Однако более красноречиво свидетельствует уже общее коммюнике саммита, где указано буквально следующее: официальному Киеву необходимо усилить борьбу с коррупцией, и, прежде всего, в Генеральной прокуратуре и судебных органов. Иными словами, «Большая семерка» заявила, что не видит положительных сдвигов ни в контексте разрекламированной украинским Кабинетом министров люстрации, ни в сфере ликвидации офшорных схем. Последние, кстати, безнаказанно используются целым рядов наших высокопоставленных чиновников, и саммит фактически призвал положить этой практике конец. Вопрос немедленной дополнительной финансовой помощи Киеву не рассматривался. «В общем и целом, сложилось впечатление, что мир действительно устал от бесконечных проблем Украины, — сказал в комментарии ГолосUA европейский политический эксперт Къяртан Селнес. – Безусловно, команда Порошенко пока не исчерпала лимит доверия, которого ему оказал Запад, однако прошедшая встреча на высшем уровне наглядно продемонстрировала: у G-7 есть и другие заботы. Например, усиление систем европейской безопасности, укрепление блока НАТО, а также поиск выхода из «миграционного тупика».
Как бы там ни было, «историческую» декларацию «Семерка» приняла. Насколько принимать ее основные замечания и следовать ее рекомендациям, лично дело каждой из стран. Но, учитывая курс Киева на западную интеграцию, Украину это касается особенно.