Что покупают украинцы в условиях кризиса?

Кризисная ситуация в Украине затронула все без исключения сферы жизни. В то время, как в макроэкономике фиксируются неблагоприятные тенденции, на бытовом уровне жизни простых граждан ежедневно также наблюдаются негативные явления. Что происходит с потребительскими настроениями украинцев?

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ НАСТРОЕНИЯ УХУДШИЛИСЬ

По данным исследовательской компании GfK Ukraine в феврале 2014 года продолжилось снижение потребительских настроений украинцев. Соответствующий индекс не падал до такого уровня с марта 2011 года, когда наблюдались высокие темпы инфляции.

В частности, ухудшилась и оценка текущего положения, и личное материальное состояние граждан. Население не считает целесообразным делать крупные покупки, и мало, чего ожидает, относительно развития экономики страны в течение года. Участники опроса предполагают, что курс гривны упадет за три ближайших месяца. В феврале стали также больше опасаться безработицы. Особенно существенно завила о снижении уровня жизни группа 46-59 летних украинцев, а также — 31-45 лет.

В регионах ситуация улучшилась в западных и центральных областях, и , наоборот, значительно ухудшилась в южных и восточных. Положение дел позитивнее оценивают в селах, а пессимистичнее — в городах с населением более 100 тысяч человек.

«Смена власти в результате силового противостояния ожидаемо привела к ухудшению потребительских настроений. Такая ситуация влияет на экономику через внутренний спрос. Если граждане обеспокоены, насколько они смогут сохранить свое рабочее место, насколько девальвация и рост уровня цен сократит их покупательскую способность, то они достаточно аккуратно относятся к приобретениям, в первую очередь, для дома. Лишь небольшая группа людей имеет достаточный объем средств, чтобы в это время пытаться уберечься от девальвации путем покупки дорогих импортных изделий, условно говоря, впрок. Особенно сильно это скажется на спросе на товары длительного пользования в ближайшие месяцы. В меньшей степени сложившаяся ситуация влияет на потребление ежедневного спроса, однако по дорогим импортным товарам из этой категории, может также наблюдаться сокращение интереса», — уверен заместитель директора GfK Ukraine Глеб Вышлинский.

Отметим, что соответствующие исследования в Украине проводятся с июня 2000 года. Индекс потребительских настроений определяют на основании выборочного опроса людей в возрасте от 15 до 59 лет, которые составляют 61,3 % всего населения — наиболее активных покупателей.

ПРОДУКТЫ И ЛЕКАРСТВА СКУПАЮТ ВПРОК

Опасаясь блокады столицы в феврале из-за событий на Грушевского, а в марте – потенциальной угрозы военного противостояния с Россией, украинцы запасаются продуктами и лекарствами впрок. Это делается также в связи с возможным подорожанием и инфляцией. В основном в продуктовых сетях повысился спрос на крупы, овощи борщового набора, сахар и муку. Отдельные наименования, к примеру, гречка в какой-то момент вообще исчезла с прилавков некоторых торговых точек. В выходные дни в отдельных магазинах в последнее время подчас не хватает тележек для покупателей, образуются очереди. По оценкам торговцев, к примеру, только лишь за 20 февраля 2014 года ряд супермаркетов реализовал двухнедельный запас продукции. Этот день стал самым прибыльным в истории украинских продуктовых магазинов. При этом выбор потребителей преимущественно падает на относительно дешевые продукты, да и каждый берет не так уж и много на собственную душу – выручка продавцов получается суммарной.

Что касается лекарств, то в аптеках зафиксировали рост продаж на треть. В основном домашние аптечки пополняются на всякий случай. Особенно раскупаются обезболивающие, антипростудные и дезинфицирующие средства, перевязочные материалы, а также успокоительные. Запасаются медикаментами и больные хроническими заболеваниями. Такое поведение оправдано, ведь курс доллара уже привел к пересчету цен на импортные препараты.

Сами же американские деньги граждане уже не скупают с такими паническими настроениями, как в начале роста курса зимой.

«Спрос населения на валюту отнюдь не главный», — подчеркнул экономист Газизулин.

По словам эксперта, в феврале он был довольно низким, в марте же повысился. При этом экономист отметил, что из трех каналов, куда вкладывают деньги после досрочного изъятия депозитов в банке, украинцы предпочитают держать наличные дома. Инвестиционные покупки недвижимости, автомобилей, золота, а также валюты, не распространены.

«Ситуация во многом непредсказуемая, курс колеблется, но если у человека сбережения до 50 тысяч гривен и он делает какие-либо операции перевода из одной валюты в другую, то больше теряет, чем выигрывает. Решение поменять деньги, может быть проигрышное, если гривна укрепится до 9.5, но может оказаться удачным в долгосрочной перспективе. Лучше всего держать деньги и в гривне, и в долларах», — посоветовал Газизулин.

ТОРГОВЛЮ И СФЕРУ УСЛУГ ОЖИДАЕТ КРИЗИС

Как отметил директор программы “Экономическая политика и бизнес» украинского института публичной политики Максим Борода, украинская специфика такова, что большая часть товаров прямого потребления долговременного использования — импортные. И одежда, и бытовые приборы, и автомобили.

«В основном, украинское производство — это металлургия, химия, частично машиностроение, пищевая промышленность. То, где или население не является потребителем, или то, что имеет более- менее стабильный уровень потребления и не подвержено циклическим колебаниям или другой рыночной конъюнктуре. Можно ожидать падение объемов реализации в оптовой и розничной торговле и падение импорта. Пострадает сфера услуг, а также строительство и недвижимость», — спрогнозировал эксперт.

Его слова подтверждают и данные. Так, в частности, салоны красоты и парикмахерские говорят о снижении спроса на их услуги до 30 %. Количество квартир, которые выставлены на продажу, в феврале упало до 15 тысяч с 55 тысяч, а для аренды — снизилось на 20 тысяч. Следовательно, и потеря рабочих мест в этих сферах не заставит себя долго ждать. А еще одним способом покрыть расходы из-за сокращения количества клиентов могут стать взвинченные цены, которые и без того не по карману большинству рядовых граждан. C начала года в Украине уже подорожали услуги отдыха и культуры, а также ресторанов и гостиниц.

Экономист Ильдар Газизулин также в комментарии ГолосUA подтвердил, что в текущем году произойдет падение домохозяйств и сокращение импорта.

«Ситуация остается сложной и, возможно, второй квартал будет даже хуже, чем первый. Тенденция ухудшения потребительских настроений буде длиться», — убежден он.

Что тут скажешь, судя по всему, пока политики советуют украинцам затянуть пояса туже, экономическая несостоятельность большинства граждан уже стала настоящей удавкой и превратилась в нелегкую борьбу за элементарное выживание.

Читайте также по теме