Виктор Янукович в 2010-м получил то, за что так боролся в 2004-м- неограниченные президентские полномочия. Решением Конституционного суда, отменившего политреформу, Виктора Федоровича вернули на 6 лет назад.
Безусловно, вердикт суда в данном случае, сравним с машиной времени, которая «отмотала кино» до 2004 года. Тогда Янукович вступил в борьбу за пост главы государства, наделенного максимальными полномочиями. Шесть лет спустя он стал Президентом, но уже в парламентско-президентской стране, где согласно закону, значительная часть власти находится в руках парламента. И хотя конституционные изменения 2004 года не помешали Виктору Януковичу почти моментально «построить» парламентскую коалицию и сформировать правительство, его команда подтолкнула Президента к принятию решения об отмене конституционной реформы. Что думает и чувствует по этому поводу сам Виктор Федорович? Сильно ли он хотел стать Кучмой-2? Как будет смотреться этот шаг в Европе и в России, с которыми новый украинский лидер налаживает отношения?
Выступление «гаранта Конституции» сразу после оглашения вердикта Конституционного суда должно помочь понять, насколько самостоятельным и желанным было это решение для Януковича — это раз. Что он собирается делать после этого решения — это два.
Первое: Янукович четко заявил, что страна вернулась с Конституции 1996 года, которую Президент назвал одной из лучших в Европе. По его словам, «эта Конституция позволила Украина определить демократический курс развития, утвердиться как независимому государству, обеспечить верховенство закона и права…». С другой стороны, Конституция-96 — это время провальных экономических реформ, ограничения прав и свобод граждан, убийств журналистов. Виктор Янукович не может этого не осознавать, тем более, что его партия в 2004-м году единогласно поддержала идею о необходимости конституционной перестройки. Видимо, дело не в том, что нынешнему главе государства так уж хотелось стать Кучмой-2. Ему и его политической силе необходимо было провести окончательный и полный демонтаж оранжевого периода во власти, буквально стереть из памяти украинцев период с 2004 по 2009 год, а вместе с ним и Ющенко, и Тимошенко и других политических лидеров той эпохи. Ничто не могло сделать это лучше, чем юридическая ревизия Основного Закона. />
Второе: Президент заявил, что причиной конфликтов во власти, падения экономики и возросшей бедности являются «наспех принятые изменения в Конституцию 2004 года. Потому что эти изменения вносились спешно и в угоду политическому моменту…» То есть, Янукович фактически обвинил инициаторов конституционных изменений (А. Мороз, В. Ющенко, П. Симоненко, В. Литвин) в том, что Украина пережила головокружительное экономическое падение, претерпела унижения на международной арене. Идет формирование «образа врага», но если партии Мороза (СПУ) и Ющенко («Наша Украина») стали полувиртуальными, то коммунистам и литвиновцам надо быть готовыми к «ответу» за принятие политреформы в декабре 2004. Кстати, Владимиру Литвину уже намекнули, что согласно новым конституционным реалиям, пост Головы Верховной Рады он занимает незаконно.
В общем, после возвращения к Конституции-96, у новой власти всегда готов ответ на вопрос кто виноват в бедственном положении современной Украины: те, кто 6 лет назад, под шум оранжевой революции, буквально «на колене», приняли изменения к Основному Закону. Одновременно, заметим, Виктор Федорович не назвал в своем обращении никаких имен и фамилий. Наверное, потому, что «конституционные реформаторы» из БЮТ и «НУ-НС» ему пригодятся — ведь впереди новые конституционные проекты, для которых понадобится 300 депутатских голосов.
Третье. Янукович сказал, что решение Конституционного суда не является неожиданным для народа. И тем самым выдал себя и свое окружение: фактически Президент признал, что решение суда как самостоятельной ветви власти, было «подготовленным», инспирированным извне. Потому что решение суда должно всегда быть немного «неожиданным», а не спрогнозированным и, то еще хуже — срежисированным. После таких откровений и без того невысокий уровень доверия к судебной власти со стороны граждан, окажется на нуле, а за Конституционным судом «закрепится» имидж подконтрольного власти органа.
Четвертое. Виктор Федорович не отрицает, что «действия по совершенствованию Конституции будут продолжаться — и они будут эффективными, системными и прозрачными». Возникает логический вопрос: зачем еще реформировать столь замечательную Конституцию-96, к которой нас вернуло решение Конституционного суда? Очевидно, нынешний период «дежавю» является временным и у власти еще нет четкого плана действий по реформированию модели управления государством. Выполнен только первый этап поставленной задачи – ликвидировать память об «оранжевой эпохе» и сосредоточить в руках одного человека максимум полномочий. Но проблемы легитимности нынешней власти, досрочных выборов Верховной Рады (не говоря уж о местных), смены правительства остаются открытыми. Также нет продуманной позиции по поводу реакции европейских стран да и той же России. Европейские демократии уже высказали свое недоумение по поводу попыток нового Президента изменить систему управления с помощью «пересмотра» Конституции.
Пятое: «Новая реформа политической системы станет неотьемлемой частью курса реформ, весомым шагом на пути к национальному согласию» — сказал Виктор Янкович в своем обращении к народу 1 октября. Заявление спорное, хотя бы потому, что более 53% граждан не поддержали идею отмены политреформы и возвращение к прокучмовской Конституции. А если половина страны против конституционных изменений, затеянных Президентом, о национальном согласии или примирении речи быть не может. Наоборот, оппозиция начнет поднимать народ на защиту Конституции, прав и свобод…
Шестое. Президент поддержал идею референдума, а также идею Национальной Конституционной ассамблеи, как механизма консолидации на пути реформирования политической системы. « Это — легитимный путь, которым и будем идти» — добавил он. Однако, насчет легитимности такого пути Президент явно погорячился или просто был не в курсе. Ни о какой Ассамблее, а тем более, о ее праве принимать или дополнять Конституцию в Основном Законе нет ни слова. Соответственно, глава государства изначально предлагает сомнительный путь конституционных реформ. И предлагает его в тот же день, когда Конституционный суд признал: политреформа была отменена по причине процедурных нарушений, хотя и была принята законным способом, через утверждение Верховной Радой.
То же самое можно сказать и о референдуме: его решения должен имплементировать парламент. Но на данный момент законодатели «прокатили» закон о референдуме и вернуться к его рассмотрению можно только на следующей сессии. Что остается? Референдум отложен, у Конституционной Ассамблеи нет никаких полномочий реформировать Конституцию, а глава государства все же утверждает, что реформы политической системы не миновать. По сути, это означает, что реформа будет проводиться в ручном режиме, по указаниям Банковой. Утвердить ее в парламенте, наверное, не составит большой сложности — в новых конституционных условиях Верховная Рада резко теряет свой вес — ведь мы перешли снова к модели президентско-парламентской республики. Но скорей всего, никакой целостной, «правильной» политреформы в ближайшее время не случиться: Виктор Янукович попробует управлять страной сам, сильной рукой. Победа это новой власти или начало конца? Это мы скоро увидим: по реакции оппозиции, выборам, позиции европейских стран.