Андрей Кислов
16:00 15/05/2017

Что скрыл Порошенко: Стал «великим гетманом» ценой дефолта страны

Собственный банк главы государства увеличил прибыль втрое на фоне исторического рекорда убытков банковской системы. Эксперты отмечают, что Президенту фактически подконтрольны 65% активов финучреждений, оставшихся после «банкопада». Но впереди — дефолт.

«Я — не бизнесмен», но прибыль  — втрое

В ходе пресс-конференции Президенту Порошенко пришлось отвечать на вопрос об увеличении прибыли Международного инвестиционного банка (МИБ), основным акционером которого он является. Ведь банк, который  на 60% принадлежит главе государства, увеличил прибыль втрое.

 «Я не бизнесмен, я узнал эту информацию от вас», – заявил Президент на вопрос журналиста, о росте прибыли  МИБ на 278%, а затем, признал, что интересовался  прибылью.

Напомним, что в декларации Порошенко указано, что он является конечным бенефициарным собственником нескольких десятков компаний, в частности,  завода «Ленинская кузня», маркетинговой фирмы «Внешэкономсервис», страховой компании «Країна», инвестфонда «Прайм Эссетс Кэпитал», акционерного общества  «Международный инвестиционный банк» и других.

Банк в своем квартальном финансовом отчете указал, что по итогам января-марта 2017 года получил 26,818 млн. гривен чистой прибыли, что в 2,9 раза больше, чем за аналогичный период 2016 года. А с вычетом расходов на формирование резервов чистый процентный доход составил 21,945 млн гривен, что 3,3 раза больше, чем в первом квартале-2016.

 Президент вспомнил, что «поинтересовался этим вопросом» ранее, и отверг возможность  того, что расстанется с банком. Хотя, идя в президенты, Петр Порошенко обещал продать все свои активы, он этого не сделал.

Он поясняет, как  банк увеличил прибыль. Дескать, в прошлом году во время проверки НБУ были начислены резервы, и банк прибыль направил на их формирование, выполняя требования НБУ. «Сейчас, когда резервы сформированы, он показал прибыль», — отметил Петр Порошенко.

Он также подчеркнул, что не может передать банк в «слепой траст» (как сделал с компанией «Рошен»- авт.) , поскольку для этого необходимо менять его регистрацию – украинского резидента в «слепой траст» передать нельзя.

Отметим, что совладельцами МИБ выступают бизнес-партнеры Порошенко – первый заместитель председателя фракции партии «Блок Петра Порошенко» Игорь Кононенко (14,94%), первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Олег Гладковский и глава ООО «Днепропетровский опытный завод «Энергоавтоматика»», председатель набсовета ЧАО «Иста-Центр» Олег Зимин (оба – по 9,9008%).

Кроме того, акциями банка владеют дети главы Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) Константина Ворушилина  Екатерина и Сергей Ворушилины (2,5994% и 2,5984% соответственно).

МИБ занимает 25-е место среди 93 действующих банков страны.

Минус-90 банков, минус 240 млрд. грн. вкладчиков

В начале 2014 года в Украине было 180 банков. 33 банка были признаны  неплатежеспособными в 2014 году, еще 33 — в 2015-м, 21 — в 2016-м и три — в 2017 году.  По данным ФГВФЛ, ликвидируемые банки задолжали своим клиентам более 240 млрд грн.

В ходе пресс-конференции Президент Порошенко поблагодарил главу НБУ Валерию Гонтареву за работу, в частности в части «очистки и оздоровления» банковской системы. Глава государства подчеркнул, что считает целесообразным увольнять Гонтареву только тогда, когда будет найдена ей замена.

Как известно, Нацбанк уже заявил об окончании трудовой деятельности Гонтаревой. Глава НБУ формально ушла в отпуск, , а ее обязанности выполняет заместитель – Яков Смолий.  Ранее НБУ делегировал Якова Смолия в состав административного совета  ВГФЛ с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года.

Блогер  Сергей Лямец утверждал, что НБУ и ФГВФЛ подписали эксклюзивные договоры с двумя американскими компаниями — Debtx и First Financial Network, через которые, якобы было решено продавать активы «мертвых банков».

«Банки «подогнала» председатель правления НБУ Валерия Гонтарева…Приняли участие титулованные советники из США»- утверждал блогер.  

Дескать, поэтому «НБУ обанкротил почти 90 банков и уничтожил сбережения людей на 200 миллиардов».

Алексей Кущ отмечает, что банковскую систему необходимо было очищать от проблемных кредитов, а не от банков. По его словам, уровень неработающих (дефолтных) кредитов в банковской системе превысил 55% или более 500 млрд. грн.

«Основная причина: троекратное обесценивание гривны и инфляция, которые «убили» бизнес почти половины экономики»- поясняет эксперт.

Он констатирует, что за последние годы, в Украине так и не появились эффективные финансовые механизмы и инструменты по очистке банковской системы от так называемых «токсичных» активов.

Вместо этого, дескать, был  выбран путь закрытия банков , чтобы «можно несколько лет стричь такую сочную, «зеленую» лужайку».

Убытки банковской системы  – 22%, но «царствование» достигнуто

НБУ  пересмотрел показатели работы банковской системы за 2016 год и увеличил оценку убытков работающих и неплатежеспособных банков. Убытков стало больше на 22%, или на 35,5 миллиардов гривен. Всего же банки «ушли в минус» на 195, 6 миллиардов гривен.

Это  считается рекордным историческим показателем убытков банковской системы Украины.  Советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ  отмечает: «Очищать банковскую систему уже фактически дальше некуда. Уже дошли, можно сказать, до гранита…То есть у нас фактически на данный момент такая квазигосударственная банковская система»- говорит он.

А глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает, что 65% банковской системы оказались под контролем главы государства. 

«Петр Алексеевич хочет стать великим гетманом, и для этого ему нужно взять под контроль всю банковскую систему. На сегодняшний день 65% всей банковской системы находится под контролем Петра Алексеевича. Цель достигнута», — отметил эксперт.

По его словам, среди политиков ходят упорные слухи, что перед В. Гонтаревой был поставлено задание разорить банки определенных олигархов, тем самым обеспечить П. Порошенко «вечное царствование». 

Дескать, по этой причине он дал ей карт-бланш «можешь валить все, что хочешь, разваливать все, что хочешь».

Она это обеспечила», —  считает экономист.

Напомним, контроль государства над банковской системой усилился после национализации «ПриватБанка» в конце прошлого года.

А теперь НБУ констатирует, что экс-собственники «ПриватБанка» не выполняют обязательства по реструктуризации портфеля кредитов банка. Дескать, проведенная в октябре-ноябре 2016 года реструктуризация портфеля в 137 миллиардов гривен на три года была фиктивной.

А эксперт Андрей Головачов отмечает, что эта  сумма сопоставима с  5.3 миллиарда долларов и допускает, что ее никто не отдаст. Он напоминает: «В 2019г Украина обязана выплатить 5.2 млрд долга, а годом раньше еще 3.2 млрд долл. А торговый баланс страны постоянно негативный, валюта не зарабатывается, да и России, как не изворачивайся , придется отдавать 3 млрд долга»- напоминает эксперт. 

По его  мнению, Украину может ожидать дефолт.

Читайте также по теме