Андрей Кислов
19:00 18/11/2020

«Что убьет быстрее»: Рада сохранила карантин и ввела кассовые аппараты

Власть не защищает население от роста цен на социально значимые товары во время карантина. А малый бизнес не получит никакой помощи, ему усложняют жизнь карантином выходного дня и новой отчетностью, которая «убьет большое количество субъектов хозяйствования», говорят эксперты.

«Зачем было принимать такое позорное решение»

Верховная Рада не поддержала отмену карантина выходного дня. Хотя большинство фракций критиковали Кабмин за введение такого карантина, голосов в зале не набралось. На заседании Рады  17 ноября за принятие соответствующего постановления проголосовали 149 депутатов при необходимом количестве 226 голосов.

Накануне — 14-15 ноября — в Украине состоялся первый карантин выходного дня, который сопровождался протестами предпринимателей. Те недовольны запретами на работу рынков и магазинов промтоваров, развлекательных, культурных, спортивных заведений, запретом принимать посетителей внутри кафе и ресторанов.

А премьер-министр Денис Шмыгаль, выступая в Раде, заявил, что карантин выходного дня – это только шесть дней в ноябре, которые «могут дать Украине шанс».

Почему правительство не делает налоговых послаблений на эти шесть дней, премьер не уточнил. Зато этот нюанс пояснил журналистам глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.

По его словам, послабление налогов  на период действия карантина выходного дня вызовет трудности в администрировании. Поэтому, дескать,  нельзя вводить налоговые каникулы. «Это невозможно, потому что невозможно проадминистировать: кто-то работает на вынос, кто-то работает по-другому. Это нереально вообще сделать», — заявил Гетманцев.

Зато в Раде не сочли сложным введение кассовых аппаратов, которые с 1 января 2021 года должны использовать в том числе все физлица-предприниматели.

Справедливости ради нужно отметить, что финансовый комитет предлагал отсрочить их введение для всех предпринимателей, кроме тех, которые работают в «рисковых группах» (крупные интернет-магазины, ювелирная отрасль, секонд-хенд, это лекарственные средства, электроника). Однако Рада отсрочку не поддержала — проголосовало лишь 17 нардепов.

Вице-спикер Елена Кондратюк, проводившая заседание, назвала результаты голосования позорными.  «Я не понимаю, зачем было выносить этот закон и решение такое позорное принимать. Давайте мы все будем ответственно относиться к тем людям, которые стоят возле Верховной Рады», – заявила она.

В это время у стен парламента проходил митинг протеста. Возникли стычки с полицией. Дело в том, что ведение учета и отчетности мелких предпринимателей значительно усложнится.

У таких предпринимателей нет средств, чтобы содержать бухгалтера и вести отчетность, отметил в комментарии «Слову и делу» экономист Вячеслав Быковец. Он поясняет, что проблема не в кассовых аппаратах, а в том администрировании, которое надо будет осуществлять в одиночку физическому лицу-предпринимателю.

«Власть навязывает введение регистраторов расчетных операций, что, по моему мнению, в конце концов, убьет большое количество субъектов хозяйствования», — говорит экономист.

«Во власти не поняли кардинально изменившуюся реальность»

Вячеслав Быковец отмечает: «Несмотря на ситуацию, которая сложилась в малом предпринимательстве, на огромные убытки, малый бизнес не получит никакой помощи, в отличие от того, как это происходит в других странах».

Экономист Александр Гончаров, в свою очередь отмечает: «Слуги народа» не видят, как большинство населения не выдерживает постоянного роста цен даже на социально значимые товары во время карантина. Хотя власти должны были защитить их от подорожания»

Гончаров, на своей странице в Facebook привел данные  сайта аdeclaration.consumer.gov.ua, где торговые точки декларируют изменение цен,  в частности: — хлеб, 400 г: +37,3% (13,39 – 18,39 грн); — яйца, 30 шт: +16,7% (60,4 – 70,5 грн); — молоко, 1 л: +17% (33,25 – 38,9 грн); — мука, 5 кг: +11% (50,9 – 56,5 грн); — сахар, 1 кг: +33% (14,99 – 19,99 грн).

«Подорожание не обошло ни один товар из социально значимых продуктов питания… И стоит серьёзно задуматься, а так ли все хорошо с инфляцией, как нас заверяют аналитики НБУ?» — задается вопросом экономист.  Он считает, что реальный уровень инфляции значительно выше официального. Особенно когда повышаются цены на энергоресурсы, которые отражаются на  себестоимости практически всех товаров и услуг.

«Чего только стоит повышение с 1 ноября на 35% стоимости газа!» — восклицает Александр Гончаров. Он напоминает, что главная функция государства – защита рядового украинца .

«Иначе что-то должно бабахнуть! Ребята во власти, думаю, еще до конца не поняли новую кардинально изменившуюся реальность. Ведь уже практически нельзя спасти украинскую экономику в условиях усугубляющейся бедности населения», — считает экономист.

 «Испытывайте терпение голодных безработных»

По словам Гончарова, если после «карантина выходного дня» пойдут новые ограничения, то без пакета государственной помощи наше население и вовсе останется без доходов. А власти в это время заявляют, что что на всей территории Украины могут ввести полный локдаун.

Это притом что стагнацию экономики сопровождает высокая инфляция, что означает быстрый рост цен, а также сокращение реальных доходов и бизнес активности- кризис ударил по потребительскому спросу и росту ВВП. «Ну, хорошо, ребята, продолжайте испытывать терпение голодных безработных, которых вы хотите заставить сидеть дома», — написал экономист в Facebook.

Однако премьер-министр Денис Шмыгаль заявляет, что в третьем квартале, по сравнению со вторым, экономика выросла на 8,5%, а это «позитивный сигнал и сценарий восстановления».

«Поэтому мы говорим, что решение о полном локдауне не будет введено до тех пор, пока у нас есть альтернатива. Но над этой альтернативой необходимо работать всем вместе. И достичь хотя бы плато — остановки и роста эпидемии», — заявил глава правительства.

По его словам, основная задача карантина выходного дня – «сделать так, чтобы мы вышли на плато по количеству больных, то есть, зафиксировали его на цифрах не более 12–15 тысяч новых случаев в день.

Читайте также по теме