Законотворцы от «Слуги народа» давно известны своей «универсальностью». Например, чемпион мира по греко-римской борьбе Жан Беленюк подает изменения в Бюджетный кодекс в части особенностей зачисления акцизного налога. А ресторатор Николай Тищенко, являясь членом комитета по вопросам транспорта, является соавтором законопроектов по пенсионному обеспечению граждан и даже вносит изменения в Земельный кодекс об особенностях госполитики на временно оккупированных территориях. А вот экс-журналистка телеканала 1+1 Ольга Василевская Смаглюк, которая в начале своей каденции жаловалась на низкие зарплаты нардепов, а позже, отстаивая закон о медиа, заявляла, что свободы слова у нас и так слишком много, посягнула на тему узаконивания частных военных кампаний, зарегистрировав в парламенте законопроект №3005 «О военно-консалтинговой деятельности».
Презентуя результаты своего законотворчества в Facebook, Ольга Василевская-Смаглюк пообещала, что зрады не будет. Дескать, по меньшей мере, 5 частных военно-консалтинговых компаний уже давно существуют на территории Украины.
«С тренировочными базами, рекрутинговыми центрами, оружием и тому подобным. Проблема лишь в том, что они регистрируются и налоги платят не в Украине, а в Болгарии, Турции, Великобритании», — указала нардеп.
По ее словам, указанные компании сотрудничают с такими же украинскими частными производителями продукции военно-промышленного комплекса (ВПК), которым недавно разрешили напрямую, без участия государственных посредников поставлять свою продукцию на экспорт, в том числе в страны НАТО.
В пояснительной записке, расписывая преимущества урегулирования деятельности ЧВК, автор указывает, что подобная законодательная новация поможет высокопрофессиональным специалистам в военной сфере, которые появились у нас в связи с событиями на Востоке Украины, соответствующим образом в дальнейшем применять свои навыки и умения.
В этой же записке приводятся данные, что в Ираке оплата сотрудников субъектов военно-консалтинговой деятельности составляет от 100 до 1 тысячи долларов в день в зависимости от специализации и характера выполняемых заданий.
Впрочем, военный эксперт Олег Жданов очень сомневается, что автор подобного законопроекта действительно печется о трудоустройстве людей с боевым опытом.
«Занятость нескольких сотен людей с боевым опытом – капля в море безработных, которые даже официально стоят на бирже», — рассказал он в комментарии «ГолосUA».
Главной «фишкой» законопроекта считается, что частные военно-консалтинговые компании будут осуществлять свою деятельность исключительно на территории иностранных государств, предоставляя услуги военного и охранного характера.
Однако, по словам военного эксперта Игоря Козия, многие нормы в законопроекте о ЧВК противоречат друг другу.
Например, такая военно-консалтинговая компания не имеет права принимать непосредственное участие в боевых действиях в ходе вооруженного конфликта на территории иностранного государства. Но может обучать и инструктировать личный состав вооруженных сил и других силовых органов иностранного государства. Не нужно копаться в преданьях старины глубокой – достаточно вспомнить, какое количество «инструкторов» из СССР работали в Йемене и других дружественных странах, принимая непосредственное участие в боевых действиях. При этом их еще на Родине инструктировали относительно того, что если они попадут в плен, то государство их никуда не посылало.
Также довольно интересным является пункт, который относит к услугам военного характера обеспечение поставки военной техники и оборудования.
«Государство не сможет отмахнуться от ответственности за ЧВК. Если компания зарегистрирована на территории Украины, государство отвечает за ее деятельность. Как и в случае с ЧВК Вагнера, это ответственность РФ», — подчеркнул он в комментарии «ВВ», добавив, что если процесс поставки оружия осуществляется с территории нашей страны, государство в это априори будет вовлеченным.
Однако самое большое противоречие заключается в следующем: с одной стороны, документ регламентирует деятельность частных компаний исключительно на территории иностранных государств, с другой — обучение и тренировки, обустройство тиров и стрельбищ, а также и продажа вооружений будет происходить в Украине. Следовательно, никто не гарантирует, что обученные бойцы не будут использованы в чьих-то интересах непосредственно у нас.
«Знаменитая фраза «Пойдем кофе пить» прозвучала на фоне приезда двух грузовиков, заполненных людьми в камуфляже. Как потом выяснилось, у всех их были охотничьи карабины «Сайгак», которые, по сути, являются АК-24, переделанным под одиночную полуавтоматическую стрельбу. Если же после принятия закона приедут люди с лицензией на ЧВК и на оружие, они могут сказать, что огонь открывать не будут, но что они занимаются исключительно охранной деятельностью, тем самым они могут воспрепятствовать каким-то действиям государства в отношении тех или иных людей, заказавших подобные услуги. Потому данный законопроект – попытка украинских олигархов защитить свое имущество военным путем», — уверен Олег Жданов.
Эксперт также задается вопросом, а нужен ли Украине собственный Иностранный легион? Ведь, к сожалению, мы не являемся страной, способной влиять на ход событий на мировой арене. Да и бывших колоний, где нужно «помогать» наводить порядок, у нас нет.
«Потому на черном рынке бандитских услуг по решению политических вопросов силовым путем мы превратимся всей страной в ЧВК Вагнера», — подчеркнул он.
Игорь Козий также обратил внимание на то, что военно-консалтинговые компании нельзя использовать для неконституционного свержения устройства на территории иностранных государств. «Исходя из этого, конституционное ли устройство в Крыму, на Донбассе, в той же Венесуэле», — задает он риторический вопрос.
Эксперт уверен, если у нас кто-то пытается вывести законодательство и деятельность Украины в серую законодательную зону, не стоит забывать, что мы там проиграем. Потому что РФ будет гораздо изворотливее, изысканнее и последовательнее в своих действиях, чем мы. Да и наша власть во многих аспектах боится действовать, потому ей все чаще хочется предложить памперс.
Весьма примечательным является тот факт, что лицензии на деятельность ЧВК должна будет выдавать СБУ. И эксперты не исключают, что это лишь подстегнет повышение уровня коррупции в данном ведомстве.
«Я часто задаюсь вопросом, насколько проукраинским сегодня является СБУ и насколько данное ведомство способно отвечать существующим перед страной вызовам. Если СБУ будет заниматься лицензированием ЧВК, это будет коррупция на коррупции – лицензии будут выдаваться за большие и очень большие деньги», — подчеркнул Олег Жданов.
В целом, по его словам, легализация ЧВК станет настоящей угрозой для государства.
«Частные военные компании в развитых странах контролируются спецслужбами, и для этого необходимо иметь мощную государственную машину. Также подобные ЧВК финансируются через подставных лиц государственными спецслужбами. И для этого нужно, чтобы страна была финансово обеспеченной и стабильной. В таких государствах частные военные компании используются для решения политических, экономических и финансовых вопросов.
Для Украины на сегодняшний день ЧВК – неподъемная ноша в плане экономической нагрузки и настоящая угроза для государства. Нужна сильная государственная машина, которая сможет расправиться с частной военной компанией и придавить ее на корню, если ее деятельность будет идти в разрез с законом. У нас такой государственной машины нет», — подытожил эксперт.