На минувшей неделе мэр Киева Виталий Кличко погулял по Дарницкой площади, заявил о планах ее реконструировать и о намерении снести 76 находящихся там МАФов. Однако за стенами этих маленьких и многочисленных киосков находятся люди со своими судьбами, проблемами, надеждами и чаяньями. Слушал их корреспондент ГолосUA.
Возле «Макдональдса», под деревьями, уютно расположился киоск, в котором можно купить разнообразное печенье.
«Мы недавно тут, открылись в начале октября. Перебрались сюда с «Лесного» рынка. Я видела, на днях мэр наш, Виталий Кличко, тут побывал. Он в парке крутился, видимо, смотрел, какая земля ему нужна», — рассказала продавец, женщина лет 50-ти. Она отметила, что хозяева ее «точки» еще не в курсе, что намечен массовый снос киосков с Дарницкой площади.
Слева – излюбленное место мамочек с детишками – магазинчик игрушек. Хозяйка этой лавки сама стояла за прилавком. Тема сноса МАФов ее зацепила за живое. «У меня есть документы на год, в том числе и на землю. Нас тронуть не должны. Но если зацепят, будем принимать меры. Этому беспределу столичного мэра нужно положить конец. Раньше у меня была точка и на «Лесном» рынке. Как-то мы ожидали Виталия Кличко, но он не явился к нам. А потом был пожар, и сгорела женщина. За эту трагедию никто не ответил. Наш мэр никогда не поймет простых людей. Он богатый, и не думает, что значит считать каждую копейку и экономить. Ему это не дано. Он всю жизнь чем зарабатывал? Его избивали. Вот видимо в голове все отбили. Он реально только разрушать умеет. И он не оставляет нам возможности выживать в это сложное время», — очень взволновано, даже приподнявшись со стула, рассказала женщина.
В нескольких метрах – цветочная лавка. Женщина в возрасте за 50 уверенно и спокойно формировала букет с цветами. Поделилась, что ее нисколько не смутила информация о сносе МАФов, так как «продавцы всегда нужны».
«Нам уже подняли арендную плату, и мы ее оплатили. Но тут непонятно, кто киоском владеет. Мой хозяин арендует его у одного человека, который тоже арендует его у кого-то, а тот еще у кого-то», — откровенно сказала торговка цветами. Она не особо горела желанием разговаривать – уж больно увлечена была букетом. А потом вдруг добавила: «Часто цветы у меня покупает солидный мужчина. Он, скорее всего, из властной касты. Вот он недавно шепнул, что тут за землю воюет «Макдональдс». У них же нет парковки. Вот и началась активность. Недавно, как бы случайно, сгорел магазин бытовой химии «Красный маркет» — он аккурат прилегал к заднему двору общепита. А теперь там свободное место, где возможно будет въезд. Клиенты «Макдональдса» паркуются, где не попадя, их постоянно полиция гоняет, вот и решили соорудить парковку».
Услышав это, решила увидеть все воочию. Действительно, среди торговых мест печальная судьба постигла в первую очередь те, что прилегают к заднему двору «Макдональдса». А чуть подальше находится новый магазин «Космо», продавец которого меня заверила, что они открылись недавно, и она не слышала, чтобы их планировали закрывать или сносить.
На углу улиц Сосюры и Сергиенко – громадное для этой местности здание. Это ресторан «Питерь». Позолоченные скульптуры двух львов у входа, наверное, должны придать особый шик и лоск общественно-питательному месту. Только должного эффекта на меня они не произвели – пыльные стекла, украшенные отпечатками пальцев, которые легко проявлялись благодаря яркому солнцу после дождя, не вдохновляли. Тем не менее, решила зайти поинтересоваться, что тут знают о сносе МАФов. Внутри – тишина. За одним из столиков сидела блондинка за 40 в белой рубашке, судя по всему, администратор – выделила ее по накладным, в которых она считала какие-то цифры. Женщину не смутил мой вопрос о грядущей «зачистке» территории. Ни одна скула на ее лице даже не дрогнула, и с отрешенным видом, мысленно находясь в другом месте, произнесла: «Мне тут ничего не принадлежит, поэтому я не переживаю. Мы люди маленькие. Если там, наверху, решат нас снести, разве мы в силах их остановить?!»
Вышла. На улице наткнулась на кочевницу-торговку кофе, чаем и сигаретами. Круглолицая женщина, боевая и разговорчивая, — такое сложилось мнение о ней, когда увидела, с каким рвением она готовила порцию горячего напитка своему очередному покупателю.
«Несколько месяцев назад снесли тут игровые автоматы, детский магазин был, и «Красный маркет». Говорят, это было по указанию горадминистрации. Вроде тут торговый центр хотят построить. Несколько дней назад сюда приходил мэр, мне знакомые продавцы рассказали. Якобы планирует все тут поменять и нас всех выгнать с площади. Если мне стоять тут будет невыгодно, а я живу в этом районе и не смогу куда-то далеко ездить, тогда поеду заграницу. А кому я в Украине нужна? Мне 50. Подруга устроилась кондуктором в трамвайное депо. За 6-7 тысяч гривен она работает в две смены ежедневно – с 8 утра до 22 вечера. Это адский труд. Деньги потом тратит на лекарства. Вообще, я не понимаю, зачем тут реконструкция? Парк есть же, дорога нормальная. Тут же если все снесут, негде хлеба купить. А так – все под руками, удобно», — поведала продавщица кофе, и я оставила ее, так как подошли, судя по приветствию, ее постоянные клиенты.
Обратила внимание, что странным образом, между разрушенными с двух сторон магазинами, располагается киоск, из которого приветливо и маняще пахнет запахом беляшей и пирожков. Спросила женщину, раскладывающую начинку из картофеля на тесто. «Вам не страшно стоять в этом месте, тут же ваших соседей снесли?» В ответ мне – уверенно: «А чего я должна бояться? Чего нас должны сносить? Вот не снесут, увидите!». В этом момент раздалась трель ее телефона, она увлеклась разговором, и я направилась на другую сторону площади.
Подземный переход был вплотную заставлен столиками с ширпотребом. Эти продавцы не боятся разгона. «Разве это впервые? Прогонят отсюда, станем в другом переходе», — сказала одна из продавщиц.
Выбравшись из лоточных джунглей, на противоположной стороне площади, наткнулась на цветочный киоск. Женщина пенсионного возраста стояла у двери, смотрела задумчиво куда-то вдаль на дорогу. «Я не переживаю. Слава Богу, руки и ноги у меня есть, на работу куда-нибудь устроюсь. А вот мэр работать не умеет. Даже если он все тут разрушит, мы все равно будет стоять. Не хочет, чтобы цивилизованно – будем просто на улице, со своим столом. Вот пару дней назад, ночью после того, как он тут гулял, нам сняли вывеску. И что, лучше стало?», — возмутилась продавец цветов у дороги.
В нескольких метрах, в другом углу – конкурирующая цветочная фирма. Приличный новый киоск. Внутри между цветами восседала приятная пенсионерка. Она разоткровенничалась, что за «точку» на Дарницкой площади они платят 11 тысяч гривен в месяц арендной платы. Есть у ее хозяев такая же цветочная лавка возле Дарницкого ж/д вокзала. Вот там аренда дороже — 14 тысяч гривен в месяц.
«Я за то, чтобы снесли все некрасивые МАФы, и все те, что находятся прямо вдоль дороги. Это же портит впечатление о Киеве – эти страшные задние стены. Я за то, чтобы поставили красивые одинаковые киоски с внутренней стороны площади, и мы бы с радостью себе один такой арендовали. Пускай бы мер так сделал, тогда аренда шла бы в бюджет города. Мне дворник наш рассказал, что несколько дней назад под приезд Виталия Кличко, он сваркой вырезал в заборчике около парка проход, чтобы мэр не переступал; потом дворник приварил ту часть обратно», — поделились со мной в этом царстве цветов. Уже направлялась к выходу, как женщина мечтательно продолжила беседу: «Я бы хотела с мэром встретиться. Его родня – из моего села Вербивка. Он недавно был в нашей местности, но заехал только в Вильшаны, нас почему-то не навестил, наверное, постеснялся, ведь это очень маленький поселок. У нас там есть Кличков угол, там жили его родные. Я бы хотела мэру рассказать о своем опыте торговли в МАФах, о моем видении, какими они должны быть».
Потом я заглянула в магазинчик теплой одежды, который, к слову, тоже попрощался с вывеской. Торгует там женщина бальзаковского возраста.
«Я наемный работник. Живу тут рядом, мне очень удобно. Уже есть много постоянных клиентов. Мне лично будет очень жаль, если все снесут. Ведь на самом деле, нас снесут, а точки поставят уже свои», — быстро ответила мне она, и занялась покупательницей, которая рассматривала свитера. «А парк тут есть, он нормальный, и дороги приличные», — крикнула мне вдогонку.
По соседству — зоотовары. Продавец, на вид интеллигентная женщина лет 50-ти, как раз подшивала в папку с документами квитанцию об оплате света.
«Знаете, есть действительно страшные киоски. Но большинство – в хорошем состоянии. Снесут нас, в парке поставят два ряда своих киосков – вот зачем вся эта кутерьма затеяна. А вообще, киевская власть ведет себя хуже нацистов. Совершенно не по-человечески. Вот прошлой ночью они пришли и демонтировали все вывески под предлогом, что это реклама, и за нее нужно платить. Но у нас вывеска «Зоотовары» — просто для того, чтобы человек мог понять, что именно у нас можно купить. Все равно, нельзя такое. Хорошо, но почему это делается ночью? Почему нельзя цивилизованно прийти днем. Что касается сноса, то методы, которыми власть пользуется, уму непостижимы. Мы же тут храним личные вещи, стоимость товара большая. А животные? Им все равно, и это страшно», — с огромным возмущением в голосе рассказала продавец товаров для братьев меньших.
Не могла пройти мимо хлебного магазина. Определила его не по вывеске – о том, что она там была, говорит лишь прямоугольный налет пыли. Заманил запах. За прилавком находилась женщина возраста 50+, она оживленно беседовала по телефону, но заслышав тему моего вопроса, попрощалась с кем-то на том конце провода, и начала мне рассказывать: «С мая мы тут. Раньше мы обитали возле метро «Левобережная». Перед «Евровидением» киоск снесли. Тут, судя по всему, будет то же самое. Вот, видите, уже вывески нет – ее ночью сняли. Теперь нам сказали, что мы должны куда-то там явиться и оплатить штраф. Тут 76 киосков, и всех нас снесут. Честно говоря, не знаем, что делать. Куда идти? В торговых центрах такая дорогая аренда, что мы не вытянем. 20 лет печем хлеб, и не можем найти себе место, чтобы работать спокойно и постоянно. Никто не думает о том, что к товару люди должны привыкнуть. Рядом молоко продавали. Пришли, разнесли полностью. И все. Человек без работы. И покупатели без нормального молока», — отметила продавец хлеба.
«Мэр Киева витает в облаках», — начала разговор модно одетая, с красивым макияжем, как выяснилось, владелица магазинчика одежды. «Он и представить себе не может, как тяжело в 55 лет найти работу. Всем нужны молодые, модельной внешности, стройные, высокие, и чтобы знали 3 иностранных языка. Я мелкий предприниматель. Интересовалась, как попасть в торговый центр. Нужно купить проект – все на компьютере тебе должны нарисовать, вплоть до того, где, на какой полке какие товары у тебя будут лежать, из каких материалов будут сделаны полки, стол. А потом тебе могут дать или не дать разрешение. Аренда нереальная. Самое обидное, что пришли ночью, убрали вывеску. У нас есть документы, и на двери киоска специальная бумага, где указано, что аренда до конца 2017 года. Надеюсь, что хотя бы до конца года не снесут», — добавила она.
Поодаль — «Мобильные фишки». Вывеска на месте. Молоденькая девочка-продавец сказала, что у них все легально и все нормально, кроме того, она не слышала, что их должны снести, и демонстративно отвернулась к стене, уткнувшись в телефон.
Двигаюсь дальше. Улыбчивый парень готовит кофе. Уютный киоск, приятная атмосфера. На выбор много чая, кофе. «Я уже жду-не дождусь, чтобы нас снесли. Пускай разнесут все тут, я буду рад!» — огорошил продавец. Обескураженно смотрю на него, в глазах вопрос «Почему?»
«Эта площадь поглощает. Я уже год тут. Пытался уйти, хозяева не отпускают, все просят остаться. Я тут всех знаю, кто чем живет. Тут много воров. На неделю отпустили в отпуск как-то, меня заменял человек – у него украли и деньги, и телефоны, и товар. Все молодые хотят отсюда уйти. Но все никак не решаемся сделать этот ответственный шаг. У нас, кстати, не было вывески. Был только большой баннер на всю боковую стенку – его вырвали с потрохами. А за вывеску заплатить предложили тем, у кого дорогой товар, у остальных просто сняли без лишних разговоров. Сразу видно, кто заплатил, а кто нет, ибо на некоторых киосках все же вывеска осталась. Мои хозяева уверенны, что киоск не снесут, а просто куда-то перенесут в другое место», — заключил продавец кофе.
Покупательница, ожидавшая свой напиток, внимательно слушала, о чем разговор, а потом сообщила: «Я живу на Березняках. У нас неделю назад такую бурную деятельность развернули – ощущение, что им дали очень много денег, и их нужно срочно освоить. Или срочно нужно перед кем-то отчитаться, куда деньги ушли. Но ставят скамейки, урны, дорожки, и все это на зиму».
Перед носом магазина «Рошен» — МАФ, в котором можно купить женское нижнее белье. Вывеска – на месте. Продавец из тех, о которых говорят – эффектная блондинка – не слишком шла на контакт. Подметала, раскладывала вещички. Я уже собралась выходить, как она пробормотала: «Я два года тут. Вот зачем мы на Майдане стояли? Зачем были те жертвы? Чтобы сегодня мелких предпринимателей снесли и загнали в тупик?», — вопросами ответила мне она, и я удалилась.
В колбасном МАФе продавец, завидев меня, отложила все дела, и стала рассказывать. «Утром пришла напарница на работу, у нее чуть инфаркт не случился, звонит: «Нас обокрали! Нет вывески!». Потом нам объяснили, что это городская администрация тут похозяйничала, и нам демонтировали вывеску. Но это же нецивилизованно! Если сносите, тогда взамен предложите место. Дайте возможность таким мелким, как мы, тоже работать. Хотя, откровенно скажу, район тут ужасный. Наркоманов и воров очень много. На прошлой неделе ко мне зашла толпа, устроили тут цирк и вынесли продуктов на 1000 гривен», — поделилась торговка. Она вспомнила свою предыдущую работу, на рынке «Юность», — там хозяевам разгромили магазин кухонь.
На пороге колбасного бабушка лет 70-ти сосредоточенно слушала наш разговор. Я вышла, она за мной: «Я вот в киоске «Союзпечать» работаю». «Женщины, подождите минуту!», — сказала она трем дамам, которые стали в очередь к ней за газетами. «Нас тоже снесут, не знаете?», — спросила она у меня. «Это у руководства спрашивайте, но вроде ситуация вас не касается», — сказала я ей, чтобы она не слишком переживала. Она улыбнулась и направилась в свою вотчину-киоск, доносить до людей слово печати.
Посетила и «точку» с косметикой. От вывески – только следы. «Так делают бандиты!», — резко ответила продавец. «Я за свет плачу, за землю, аренду. И тут срывают вывеску ночью. У меня тут товара на 400 тысяч гривен, поэтому я очень сильно переживаю», — рассказала она. Я ей поведала о недавнем комментарии мэра, что к свету МАФы самовольно «врезаются», и это одна из причин, почему, по его мнению, их нужно снести. «Это сказки. К свету «врезаться» самому нельзя. Все нужно сделать правильно, провести, заземлить, это же опасно. Сейчас обязательно должен быть проект. Я недавно интересовалась, так как нужно было подключить одно помещение. Получилось, что «врезаться» в свет стоит примерно 1000 долларов. Пускай мэр сказки не рассказывает. А если хотят снести – хорошо, пускай сносят, только как нормальные люди, а не как бандиты. Пускай предупредят, что вот вы должны забрать товар до такого-то числа», — пояснила она.
В еще одном киоске игрушек девушка сказала, что она уведомлена о ситуации и уже подыскивает себе работу.
Огромный мужчина из киоска по изготовлению ключей, невозмутимо сидел, колол на рабочем месте орехи и внимательно извлекал сердцевину. «Снесут – стану в другом месте. От власти давно ничего хорошего не жду», — ответил он мне.
«Нас предупреждают, когда должен быть снос. Моему соседу четко сказали, что нужно забрать товар, он все собрал, и киоск снесли. Нам тоже скажут», — выпалила портниха из местного МАФа по пошиву индивидуальной одежды, и извинилась, что говорить не может, так как нужно дошить юбку, за которой скоро придут.
Продавщица шаурмы, словно с короной на голове, гордо выглядывала из окошка своего киоска на дорогу. На площади образовалась пробка. Люди начали хаотично перебегать через дорогу. «Волноваться должен хозяин. Я спокойна. А по поводу реконструкции площади, то проблема в том, что на дорогах слишком много жлобов. Вот гляньте, как они едут – кто-то решил, что самый умный. А так проблем на площади нет», — подытожила работник общепита.
Из арки на проспекте Соборности, 2 вышла женщина, она куда-то спешила, но на тему МАФов остановилась поговорить: «Я тут живу с 1963 года. В те время тут было свободно, всегда было приятно выйти и прогуляться. Сейчас у нас тут Шанхай образовался. Хотя я понимаю, что много бедных, и им негде работать».
За ней, тоже из арки, вышла прилично одетая бабушка с маленькой внучкой. «Мы тут не живем, но часто ходим. Честно говоря, я никогда в этих киосках ничего не покупаю. Пускай их снесут. А развязка тут ужасная, пускай что-то уже с ней сделают», — высказала свое мнение женщина.
Из подземного перехода, о чем-то толкуя, появилась пожилая пара. Оказалось, они как раз постоянные покупатели близлежащих киосков. «От нашего мнения вряд ли что-то зависит и изменится. Как мэрия решит, так и будет», — произнесли практически одновременно они.
Женщина с ребенком поддержала пожилую парую. «Я только тут и покупаю, ведь с коляской не особо куда и пойдешь. Здесь все на виду, уже ведомо, что и у кого есть, знаю продавцов. Будет жалко, если снесут. Сложно переходить с ребенком в коляске через всю площадь в сторону ближайшего супермаркета», — изъяснилась молодая мама.