Дави на газ!

Переговоры двух президентов в Сочи закончились провалом. Одновременно, в пятницу 12 августа, Юлия Тимошенко не прибыла на заседание Апелляционного суда Киева, который, теоретически, мог изменить меру пресечения для экс-премьера. Судя по итогам сочинского визита Виктора Януковича, этого не произойдет. Юля будет сидеть, а Киев будет платить за газ дороже, чем страны  ЕС.

Арест Тимошенко стал лакмусовой бумажкой в отношении  экономических и политических перспектив Украины и России. Еще накануне визита Януковича в Сочи, Россия подняла болезненный вопрос о пересмотре границ, а суд Украины вновь «вспомнил» подзабытое дело о маяках и начал активно отбирать их у России. Понятно, что на  фоне таких колкостей говорить о взаимопонимании не приходилось с самого начала. Так и получилось: стороны не договорились ни по одному  пункту заявленной  программы визита,  хотя в числе вопросов была не только цена на газ, но и сотрудничество и сближение Украины с Таможенным Союзом, участие российского капитала в «Укртелекоме» и Одесском припортовом заводе, объединение атомных гигантов Украины и России, пресловутый вопрос о границах, в том числе, и о Керченском заливе.

Скупые и холодные комментарии пресс-секретарей и неофициальных источников ( сами президенты Янукович и Медведев ничего официально не заявили), позволяют предположить, что украинско-российская дружба зашла в тупик.

Ожидания, которые связывались с приходом Виктора Януковича, на «потепление» отношений с Кремлем — не оправдались. Какова будет реакция Москвы станет ясно очень скоро: похоже, сочинским визитом Россия провела «разведку», пытаясь понять, как далеко может зайти украинская власть в своем стремлении пересмотреть  газовые контракты и стоит ли готовиться к новой «газовой войне»  с Украиной в ближайшее время.

Сдержанность сочинского визита говорит о перспективе охлаждения двухсторонних отношений. Это мнение подкрепил и премьер Николай Азаров, который накануне поездки Януковича в Сочи не оставил места для компромиссов. Во-первых, глава украинского правительства заявил, что смысл позиции Украины не изменился — «наполнять формулу, которую выдвинул наш президент, — «3+1», — конкретным содержанием». Украина могла бы более тесно сотрудничать с Россией и другими странами Таможенного союза в рамках Единого экономического пространства в отдельных отраслях экономики, в частности в отрасли агропромышленного комплекса, на мировых рынках, считает Азаров. Но о полноценном «слиянии» с Таможенным союзом речи явно не идет.

Во-вторых, Николай Янович крайне жестко высказался по поводу пересмотра газовых соглашений, которые России достались с огромным трудом в  2009-м: Россия потеряла более 2,4 миллиарда долларов в результате трехнедельной газовой войны с Украиной и прекращением транзита голубого топлива на экспорт. Такова цена 11 летнего контракта, подписанного премьером Юлией Тимошенко, и Кремль не собирается его сдавать без боя и стратегических уступок.

А тут  премьер Украины, напротив, внятно и четко заявил, что  контракт надо менять. «Нам надо пересмотреть этот контракт и сделать его таким, который бы отвечал интересам и России, и Украины, строился исключительно на рыночных принципах… Нам не нужны ни скидки, ни, скажем, какие-то преференции. Мы хотим только одного — чтобы была справедливость в наших взаимоотношениях, — сказал премьер и угрожающе добавил: — Делая хуже Украине, в конечном итоге сделаешь хуже себе».

Понятно, что после такой «подготовки» визит Президента Украины в Сочи и не мог оказаться удачным, несмотря на мягкость и обтекаемость формулировок самого Виктора Януковича, который высказывался весьма уклончиво: дескать,  готов к обсуждению перспектив сотрудничества Киева с Таможенным союзом и Единым экономическим пространством России, Белоруссии и Казахстана. «Мы готовы посмотреть и определить формат участия Украины»,- сообщил украинский лидер  прессе. Президент Украины слишком ошеломлен реакций Запада на арест Тимошенко и не готов принимать бой с Россией — это очевидно. И это можно считать главным итогом его сочинского вояжа.

Россия же выбрала очень суровый тон в переговорах с Киевом и хотя об аресте экс-премьера речи не шло (по крайней мере, публично ни Медведев, ни Янукович тему «посадки» Юлии Владимировны не поднимали), все понимают, что Тимошенко — это проект Кремля. Они будут его отстаивать: не ради самой Тимошенко, а ради сохранения собственного лица и собственных экономических выгод.

Время переговоров и уговоров Украины для Москвы уже прошло, она взяла другую ноту. Тем более, в России  приближаются  президентские выборы и «покорение Украины» будет серьезным бонусом в победу кандидата на высший государственный пост. Поэтому просто «проглотить» арест бывшего премьера Москва не собирается.

Во-первых, это означает поражение в глобальной газовой войне, которую Москва ведет и со странами ЕС и с Украиной.  Как известно, ряд европейских стран — Италия, Германия, Франция, Литва – пересмотрели газовые контракты с Россией, добившись в судебном порядке уменьшения цены монополиста. «Газпром» под давлением ЕС снизил цену для  «GDF Suez of France», итальянской «Eni».

Если в этот ряд встанет и Украина, Россия понесет не только финансовые, но и имиджевые потери. А суд над Тимошенко предполагает именно такой вариант: напугать Россию, заставить ее пересмотреть цену газа в сторону понижения. Действительно, сегодня Украина покупает газ по 295 у.е. за тысячу кубометров, тогда как Италия — всего за 310. Украинские власти не устают повторять, что обвинительный приговор экс-премьеру станет основанием для разрыва действующих с 2009 года кабальных соглашений с «Газпромом».

А это уже задевает самого Путина — и финансово и политически. Все знают, насколько глубока связь между премьером России и «Газпромом»: Владимир Путин, по сути, теряет свои кровные  прибыли от «посадки» Тимошенко. Кроме того, процесс над  Юлией Владимировной задевает и политическое реноме ВВП — с ним вела переговоры Тимошенко и предложения Путина легли в основу оспариваемых газовых контрактов. Если Печерский суд признает вину экс-премьера, то Россия и один из кандидатов в ее президенты  понесет серьезные электоральные потери: не смог «нагнуть хохлов»! Чтобы избежать этого сценария, Россия уже занимает оборону.

В этом контексте поднят вопрос о границе. Россия вновь требует рассмотреть проблему «использования» Керченского пролива, деньги от которого пока идут в украинский бюджет. Также Москва блокирует все инициативы украинского внешнеполитического ведомства в вопросе обустройства границ. А это уже прямая подножка: ведь без согласования «приграничных вопросов» Украина не сможет даже заикнуться о вступлении в ЕС. Там этот вопрос крайне принципиальный: сначала уладь отношения с соседями, а потом претендуй на членство в европейской семье. Европе разборки по поводу чужих границ не нужны —  и Россия об этом знает.

Кроме того  Москва не намерена уступать в вопросе снижения цены на газ. И визит топливного министра Бойко в РФ в понедельник нас не приблизит к ожидаемому результату. Москва идет на войну, и не исключено, что цена на газ для Украины вырастет до 500 у.е за  1000 кубометров — по крайней мере, российское правительство и «Газпром» эту цифру уже озвучило. После этого даже финансовый кризис 2008 года покажется нам мелкой неприятностью. Именно победоносной газовой войны так бояться в партии власти: Ахметов, Бойко, Фирташ, чей бизнес очень чувствителен к цене на голубой топливо.

А, кроме того, конфликт с Россией окончательно подорвет в глазах восточного электората миф о большой дружбе Украины и России, возродившейся с приходом Виктора Януковича к власти. Перед парламентскими выборами для Партии регионов потерять такой козырь — смерти подобно. Я уже не говорю о том, что лягут все бюджетообразующие отрасли: энергетика, химия, АПК и пр. Сегодня, по некоторым данным, россиян консультирует политик, хорошо знакомый с ситуацией в Украине. Этот «злой гений» украинской политики — один из немногих, кто умеет мыслить стратегически и рисковать в нужный момент. Именно ему приписывают инспирирование посадки Тимошенко в СИЗО, вызвавшую негодование Запада и разозлившую  Кремль. Именно он советует Путину «не сдаваться» в газовом вопросе, потому что Украине отступать некуда.

К тому же Украина оказалась загнанной в международный тупик и ей снова приходится выбирать между Таможенным союзом с Россией и Белоруссией и подписанием соглашения о зоне свободной торговли с Европой. Четкого плана у Киева нет. Арест Тимошенко немедленно спровоцировал ухудшение отношений ЕС и уже прозвучали предупреждения о пересмотре европейских взглядов на отношения с Украиной и допуск ее в Евросоюз. Что теперь делать? Даже освобождение экс-премьера не в силах смягчить Европу: мнение о диктатуре и сворачивании демократии уже сформировано. Выпустив же Тимошенко на свободу власть  публично признает, что занималась политическими репрессиями и фальсифицировало уголовные дела на  своих противников. Таким образом, Янукович потеряет не только за пределами страны, но и в родной Украине.

Понимая это, Россия усиливает свое давление на официальный Киев.  Москва просто так не собирается манкировать своими интересами, особенно когда речь идет о цене на газ. Медведев уже сделал небольшую скидку (в 30%) за сохранение в Крыму Черноморского флота, но и все. Следующая скидка потребует новых уступок: Россия уже озвучила свои «пожелания»: «общая» газовая труба, совместные проекты в авиасфере, доля в «Турбоатоме» и «Укртелекоме». И, конечно же, вступление Украины в Таможенный союз с отказом от  претензий на евроитеграцию.

Кроме того, Кремль косвенно заинтересован в сохранении «свободной Тимошенко» — как альтернативы нынешнему Президенту Украины, которого не особо жалуют ни Путин, ни Медведев. Он не союзник России в приближающейся избирательной кампании — раз. России также не нужен второй Лукашенко — два. А если партия власти зачистит Украину от оппозиционных партий и лидеров, то противовеса Виктору Януковичу не окажется, и он сможет претендовать на президентство еще и в 2015-м году.

Читайте также по теме