За восемь месяцев 2019 года доходы госбюджета составили 671,7 млрд грн, что на 4,5% или на 31, 3 млрд грн меньше плана. В результате чего это произошло, что делать, чтобы избежать подобного в дальнейшем, реалистичными ли были показатели, заложенные в госбюджет, а также за счет чего будут «латать» это недовыполнение?
Что нас ждет
Подчеркнем, госбюджет-2019 предусматривает доходы в сумме 1,026 трлн грн, расходы — 1,112 трлн грн, предельный объем дефицита 89,989 млрд грн.
Также стоит отметить, что в Минфине ранее говорили о том, что во втором полугодии текущего года остаются риски невыполнения доходов из-за более крепкого курса гривны и более низкого объема импорта.
«В связи с этим правительству нужно приложить все усилия для выполнения своих обязательств, в частности, реализации реформы Государственной фискальной службы путем ее разделения на таможенную и налоговую службы, что будет способствовать снижению уклонения от уплаты налогов и уменьшению контрабанды и, соответственно, более высоким доходам бюджета», — сказано в сообщении.
«Фактический старт большой приватизации будет способствовать поступлению средств для финансирования дефицита бюджета. Выполнение обязательств в рамках программы макрофинансовой помощи ЕС поможет получить бюджетное финансирование», — добавили в Минфине.
Додавить, продать, выпросить…
Фактически прозвучали 4 «ключевых» вопроса, которые, согласно сообщению ведомства, необходимо решать: это налоги, контрабанда, приватизация и помощь от ЕС. Иными словами, додавить, продать, выпросить. И ни слова о запуске реального сектора экономики.
Что касается уплаты налогов, то еще в прошлом веке американский экономист, лауреат Нобелевской премии Пол Самуэльсон посчитал, если 25% или больше экономики государства находится в тени, то такое государство становится неконтролируемым, демократические властные институты теряют в нем влияние и вес. В Украине, даже по официальным подсчетам, на теневых орбитах вращается до 30% ВВП. Тридцать процентов ВВП — это почти $40 миллиардов.
Можно ли сейчас с экономики собрать больше денег, чем она дает при условии того, что она по большому счету не работает? Считаю, что нет. Ведь дополнительное давление на обескровленный в денежном понимании бизнес может привести либо к его ликвидации, либо к «миграции». Поэтому начинать надо не с налоговой политики (не спорю, это тоже крайне важно), а с финансовой – дать денег в реальный сектор экономики, чтобы он ожил. А потом уже с него что-то спрашивать.
Что касается большой приватизации, то ее уже анонсировал Президент на этот год. «Мы видим проведение этой приватизации уже в 2019 году», — заявил он. Стоит отметить, что, по информации Минфина, в первом полугодии 2019 года в госбюджет Украины поступило только 1,6% от годового плана по приватизации. Но эту новость я не расцениваю как негативную. На мой взгляд, государство является более эффективным собственником, и в период кризиса распродавать госимущество за бесценок абсолютно не верно. Если государство не справляется, то надо менять его, а не собственников предприятий.
Теперь о «помощи» от ЕС. Евросоюз готов выделить второй транш Четвертой программы макрофинансовой помощи Украине в размере 500 млн евро, сказал Туск. А взамен такой «помощи» (весьма неуместно использовать этот термин) они хотят «поддержки Украиной макроэкономической стабильности, реализации программы МВФ, выполнения всех мероприятий в рамках Программы макрофинансовой помощи ЕС, поддержания независимости Национального банка Украины и стабильности финансового сектора». О программе МВФ вообще молчу, а в остальном хочу обратить внимание на «поддержание независимости НБУ». От кого независимости, от Украины? Ведь на практике оно так и получается, что Нацбанк как раз зависим от МВФ, но не от нашего государства. В результате мы и вынуждены просить у них деньги, а не самостоятельно их вливать в реальный сектор украинской экономики, чтобы работало производство и платило налоги в бюджет.
Чем «латать» будем
«Госбюджет недовыполнен потому, что налоги не собрали, но это и вполне естественно – чем сложнее налоговый механизм, тем проще его обходить. «Латать» будут традиционно через социальные недоплаты», — заявил экс-народный депутат Украины Александр Кирш.
В действительности нужно было бы серьезно менять налоговое законодательство, чтобы привлекать иностранные инвестиции, чтобы цифры в бюджете были реальными, отметил он.
«Когда этот бюджет составляли, то закладывали в него нереальные поступления, в отношении которых было точно известно, что их не будет. Потому сейчас происходит то, что ранее можно было вполне ожидать, и мы предупреждали, что этот бюджет нереален – расходов будет больше, а доходов меньше. У нас просто умеют рисовать липовые цифры», — резюмировал депутат.
В дальнейшем правительство вынуждено будет выходить на вешние рынки заимствования, и одалживать деньги под невыгодные условия, добавляет политолог Руслан Бортник.
«Кроме того, Кабмину придется урезать социальные расходы и вносить изменения в госбюджет»,- подчеркнул Р. Бортник.
Результаты финансового года
Есть график, во-первых, долговых привлечений и выплат, говорит экономист Андрей Новак.
«Во-вторых, есть график выплат по разным статьям затратной части, и на данный момент времени фиксация дефицита госбюджета ни о чем не говорит. Даже на следующей неделе ситуация может быть совсем иной, если за этот период будут совершены крупные платежи по затратной части бюджета, или, наоборот, – привлечен долговой ресурс», — сказал экономист.
Например, по тем же облигациям госзаимствований или евробондам, подчеркнул А. Новак.
«Выводы можно делать только по результатам финансового года», — отметил он.
Зеленский, который сейчас взял на себя всю ответственность (и за правительство, и за парламент) понимает, что надо наполнять бюджет, обращать внимание на социальные проблемы, пенсии, говорит народный депутат Украины Михаил Волынец.
«И здесь вопрос, где взять деньги. Например, от МВФ и приватизации (потому что это самое быстрое, что законодательно урегулировано). Потому в первую очередь будут обращать внимание на приватизационный процесс», — отметил он.
Ожидать ли дефолта в следующем году
«Что же касается заложенного в госбюджете на 2020 дефицита, то он составляет немного больше 2% ВВП страны. В принципе, это очень хороший показатель, который говорит о том, что даже близко угрозы дефолта в 2020 году нет», — заявил экономист А. Новак.
Что касается выплат по долгу, то это станет понятно после переговоров с МВФ по новой программе, которая уже анонсирована, подчеркнул он.
«Ее Украина намерена подписать после окончания действия старой, по которой мы до конца года должны получить 2,5 миллиарда долларов», — отметил он.
А дальше переговоры о новой программе, по результатам которых можно понять, какой график поступлений новых ресурсов и выплат по старым долгам, резюмировал А. Новак.
Как быть с МВФ
В тоже время народный депутат Украины Андрей Николаенко подчеркивает, что бюджет Украины можно сбалансировать без МВФ.
«Считаю, что сотрудничество необходимо сохранять, поскольку оно является определенным индикатором стабильности, но привлечение средств под дополнительные условие — это не то, что нужно. Да, у МВФ дешевые деньги, но они идут не на экономику, а в золотовалютные резервы. А нам нужны деньги в экономику, и они есть у НБУ», — заявил депутат.
«Нацбанку необходимо начать заниматься делами, а не финансовыми спекуляциями, и дать возможность финансировать реальный сектор экономики», — резюмировал он.