Год только начался, а дефицит бюджета за первый месяц уже объявлен в размере 12,3 миллиарда гривен. Эксперты подозревают проблемы со сбором налоговых поступлений. Они отмечают, что власть снова будет сокращать социальные расходы, хотя уже 4,5 года собирает т. н. военный сбор, «не имеющий никакого отношения к финансированию армии».
«Не успели собрать налоги»?
По итогам января 2019 года государственный бюджет Украины сведен с дефицитом в 12,3 миллиарда гривен против 7,9 миллиарда гривен профицита годом ранее.
В Минфине напомнили, что запланированные на январь заимствования под гарантии Всемирного банка в сумме 17,6 миллиарда гривен перенесены на февраль. Там сообщили, что дефицит был профинансирован за счет внутренних заимствований. Так, в январе Минфин разместил облигаций внутреннего государственного займа на эквивалент 41,7 миллиарда гривен, включая ОВГЗ в иностранной валюте на 587,4 миллиона долларов и на 33,3 миллиона евро.
Ранее сообщалось, что доходы государственного бюджета по итогам первого месяца текущего года составили 54,49 миллиарда гривен, что на 6,56 миллиарда меньше планового показателя.
Эксперты заявляют о просчетах правительства. Экономист Александр Охрименко уверен, что дефицит образовался из-за того, что оно не успело собрать налоги. «Государственный бюджет Украины сведен с дефицитом в 12,3 миллиарда из-за того, что не успели собрать налоги. Гройсман только пиарится о доходах бюджета, на самом деле все не так», — сказал Охрименко.
Экономист напомнил о том, что премьер-министр Владимир Гройсман, озвучивая итоги работы правительства за год, сообщил об успехах на таможне. Дескать, что благодаря реформе таможенные платежи увеличились. «В июне 2018 стартовала программа «Украина без контрабанды». Есть 53,2 млрд гривен прироста таможенных платежей, в частности», — отметил Гройсман.
Напомним, что 20 июня было принято решение предоставить контроль над таможенниками полиции. В качестве эксперимента полиция будет круглосуточно находиться в зонах таможенного контроля. Полицейские получили право круглосуточно находиться в зонах таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу и в других местах таможенной территории Украины.
Министр внутренних дел Арсен Аваков тогда говорил, что от борьбы с контрабандой государство может выиграть 70 — 100 млрд. грн. Однако эксперты восприняли такие планы скептично. Например, блогер Денис Безлюдько писал: «Министру внутренних дел Авакову дали доступ к контрабандным потокам на таможне. Раньше это была вотчина ГФС и СБУ (президентских ведомств), что было несправедливо по отношению к «Народному фронту». Ведь скоро выборы и деньги нужны всем».
Следует отметить, что решение о размещении подчиненных Авакова на таможенных пунктах было принято в день, когда на заседании Комитета ВР по вопросам экономической политики депутаты заслушали отчет Кабмина во главе с Гройсманом о выполнении Программы деятельности правительства за 2017 год.
Отчета в сессионном зале Рады тогда не было. Теперь правительство, как и в предыдущие годы, вовремя подготовило отчет и 15 февраля он передан в парламент. Верховная Рада вправе заслушать отчет, утвердить или отклонить его. В последнем случае возможна отставка Гройсмана, а вслед за ним и всего правительства.
Однако эксперты сомневаются, что в предвыборный период это произойдет — правящая коалиция не заинтересована в неудобных вопросах. Хотя, по данным Кабмина, наблюдается экономический рост: ВВП вырос не менее чем на 3,2%. При этом инфляция замедлилась до 9,8%, а рост капитальных инвестиций составил почти 20%.
Пенсии повысят только к выборам, хотя лишние деньги есть уже 4,5 года
По словам экономиста Виктора Скаршевского, дефицит госбюджета за первый месяц 2019 года составил 12,3 миллиарда гривен из-за того, что было дополнительно выплачено возмещение экспортного НДС, которое не было выплачено в ноябре 2018 года.
«Эта сумма составляет около 8,2 миллиарда гривен. Если их вычесть, то сумма дефицита госбюджета за январь 2019 года составляет около 4 миллиардов. Эти расходы не были отображены в 2018 году, что позволило формально сократить дефицит госбюджета в прошлом году», — говорит он.
Экономист считает, что власть манипулирует цифрами. Дескать, практика прошлых лет показывает, что правительство будет держать дефицит бюджета в рамках, которые заложены в законе о госбюджете.
«Это не потому что будет хорошо выполняться доходная часть бюджета. Просто как и в прошлые годы будет недофинансироваться расходная часть». По словам Скаршевского недофинансирование в 2018 году составило 84 миллиарда гривен. Эксперт утверждает, что дефицит бюджета прошлого года должен был быть на 84 миллиарда гривен больше озвученного. «А если учесть невозмещенные НДС, то это 92 миллиарда гривен, которые нужно добавить к официальному дефициту», — уверяет Скаршевский.
В нынешнем году эксперты прогнозируют недофинансирование ряда социальных статей. Александр Охрименко ожидает заморозки расходов на ремонты в школах, больницах, на закупки оборудования для исследований. Экономист Олег Пендзин заявил в СМИ: «В этом году надо ожидать минимального финансирования инвестпрограмм, прежде всего строительства новых объектов инфраструктуры и ремонта существующих, строительства жилья по соцпрограммам».
Эксперты напоминают, что Президент Петр Порошенко 12 февраля обратился к правительству с просьбой подготовить решение об индексации пенсий. Пенсии по возрасту с 1 марта должны быть увеличены, при том, что на 31 марта намечены президентские выборы.
По словам Главы государства, индексацию проведут за счет средств, полученных за растаможку авто с иностранной регистрацией — Пенсионный фонд уже получил поступления в размере 5 миллиардов гривен.
Но, по экспертному мнению, эти деньги, вместо покрытия дефицита госбюджета, пойдут на «банальную взятку пенсионерам». «Чтобы не говорили, индексация – это обычная взятка перед выборами. С 1 марта пенсия повышается на 500 гривен. А последующие подачки и вовсе не улучшат их экономическое положение. А с 1 июня лишь на 57 гривен. А с 1 сентября пенсия повысится на 47 гривен», — говорит Александр Охрименко.
Эксперты не могут пояснить, почему у властей возникли проблемы с индексацией пенсий в 2015 и 2016 годах, когда в госбюджет уже поступали дополнительные средства (а дефицит пенсионного фонда покрывается из госбюджета). Эти средства постоянно идут от т. н. «военного сбора»
Виктор Скаршевский указывает: «Военный сбор не имеет никакого отношения к финансированию армии». При этом сбор, введенный на временной основе, действует уже 4,5 года (вместо 5 месяцев, как планировалось). Дескать, власть аргументировала введение военного сбора тем, что необходимо финансировать армию и оборону, отсюда и название – «военный сбор».
Но это — не целевой сбор и поступления от него не привязаны к расходам Министерства обороны. Просто к налогу на доходы физических лиц в размере 18% добавили еще 1,5% в виде военного сбора и общая ставка налога, фактически, повышена до 19,5%.
Эксперт указывает, что военный сбор поступает в общий фонд госбюджета и в нем растворяется. «Получается, что за 5 лет правительство отобрало у граждан 2,3 млрд долл. (57 млрд грн) с помощью военного сбора, который к военным не имеет никакого отношения», — подсчитал эксперт. Он отметил, что в этом году поступления от военного сбора запланированы в размере 21 млрд. грн.