Невыплата Украиной долгов не зависит от переговоров по их реструктуризации, считают эксперты. Ведь договоренность с кредиторами о списании части долга не отменит трехмиллиардную выплату в декабре. Нужно еще купить газ к отопительному сезону и сдерживать инфляцию, которая сама по себе грозит дефолтом. А золотовалютные резервы во многом сформированы из денег, взятых в долг.
Дефолт подкрался незаметно
Украинская делегация и специальный комитет кредиторов проводят переговоры в Сан-Франциско по реструктуризации долгов Украины. «Переговоры продолжаются», — говорится в совместном заявлении, обнародованном в пятницу на сайте украинского Минфина. Встреча стартовала в среду 12 августа, министр финансов Наталия Яресько анонсировала ее как «финальный раунд переговоров о реструктуризации долга».
Напомним, что Министерство финансов надеется договориться с кредиторами о списании 40% долга по еврооблигациям, получить отсрочку погашения и снижение процентной ставки. Таким образом, можно сэкономить на выплатах по долговым ценным бумагам до $5,2 млрд, а в ближайшие 4 года – до $15,3 млрд.
Однако, 23 сентября приходит срок выплаты $500 млн, и если на переговорах не будет найден компромисс, то начнет действовать мораторий на выплаты по внешним
обязательствам. Что означает — дефолт.
«Нельзя считать кредитные деньги резервом»
По данным СМИ, инвестгруппа Franklin Templeton отказалась принять проект сокращения суммы долга, предложенный Украиной, и потребовала выплатить восемь миллиардов из валютных резервов, которые Украина смогла накопить благодаря помощи МВФ.
Отметим, что золотовалютные резервы Украины составляют 10,2 млрд. В течение года было получено два транша кредита от МВФ на 6.7 млрд. Но долг перед МВФ на начало 2015 года уже составлял $7, 6 млрд.
Научный сотрудник Института экономики и международных отношений Всеволод Степанюк считает, что Украина не распоряжается собственными золотовалютными резервами.
«Нужно понимать, что Украина не может полностью распоряжаться теми $10 млрд., которые задекларированы как золотовалютные резервы. Потому что частично они сформированы из кредитов МВФ и других международных институтов. То есть, очень строго регламентируется, на что их можно тратить. Но эти деньги нельзя тратить на погашение государственных долгов другим кредиторам. Тем более, думаю, что $10 млрд — это дутая цифра потому, что нельзя считать кредитные деньги резервом. А собственных резервов в Украине нет», — отметил он.
«Дефолты дорого стоят»
Американский финансист Джордж Сорос в своей статье в The Wall Street Journal призывает избегать сценария дефолта.
«Единственным рычагом в руках Украины является дефолт — если, конечно, не будет соглашения об отсрочке выплат. А если объявить дефолт, тогда в долгосрочной перспективе никто не будет инвестировать в Украину. Дефолты государств дорого стоят. Об этом свидетельствует опыт Латинской Америки в 1980-х и пример нынешней Греции», — отмечает Сорос.
Но некоторые отечественные эксперты придерживаются иного мнения. Так, руководитель проекта «Успешная страна» Андрей Блинов заявил в прессе: «Пока можно только предполагать, что, возможно, Украина и кредиторы не договорятся. Но глобально для экономики это ничего не значит».
Экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь заявил в СМИ: «Если мы объявляем дефолт и не платим по своим обязательствам, то валюта, которая должна была пойти на уплату долгов, останется внутри страны».
Если не в сентябре, то в декабре
По словам исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, технический дефолт чреват закрытием для Украины внешних финансовых рынков на 5 лет и отсутствием помощи Запада. «Внутри страны это приведет к неустойчивому курсу валюты, проблемам в банковском секторе, снижение прямых инвестиций, спаду экономики, и как следствие – безработице и росту социального напряжения».
Ряд экспертов сходится во мнении, что компромисс с группой кредиторов не застрахует страну от дефолта. «В
сентябре 2015 года Украина должна выплатить 500 миллионов долларов. Я думаю, что это не проблема, так как Европейский Союз выделил нам 600 миллионов долларов и эти деньги в том числе можно использовать», — рассказал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
В то же время он уточнил, что серьезная вероятность дефолта возникает в декабре 2015 года в связи с выплатами по еврооблигациям, держателем которых является Российская Федерация.
«Не имеет принципиального значения»
Всеволод Степанюк отмечает, что если государство не может погасить свои ценные бумаги – это фактический дефолт, а будет ли он объявляться официально — не имеет принципиального значения.
«Даже если не будет засчитана невыплата долга Украины перед Россией международными финансовыми институтами, все равно на это будут ориентироваться частные инвесторы. Если государство не погасило свои ценные бумаги – это уже по факту дефолт, а будет он официально объявляться или нет — не имеет принципиального значения», — сказал он.
А Александр Охрименко отметил: «Если страна получит эти деньги и рассчитается с Россией, ей еще нужно покупать за какие-то средства газ для отопительного сезона. А еще есть выплаты по процентам и остальные платежи. Так что существует серьезная вероятность дефолта в декабре 2015 года»,- резюмировал он.
Дефолт из-за инфляции?
Экономист Елена Слезко считает, что дефолт может наступить при уровне инфляции в 40-50%.«При нынешнем уровне инфляции могут объявить дефолт», — сказала она, отметив, что «шоковая терапия в условиях военно-политического конфликта тяжело переносится населением».
Елена Слезко напомнила, что в прошлом году прогнозировали инфляцию максимум 30%. «Это неутешительный прогноз, поскольку в развитых странах этот порог составляет только 3-4%, и такие цифры являются требованием Евросоюза для вступления к ним любой страны. Мы же претендуем на вхождение в Зону свободной торговли, а получается, что у нас в 10 раз выше инфляция», — сказала она.
По ее словам, уровень инфляции отражается на всех украинцах. «Импортные продукты дорожают в первую очередь из-за привязки к доллару, а украинские товары, в результате подорожания бензина, коммунальных тарифов – даже цена на хлеб привязывается к стоимости бензина. Потому ситуация действительно очень серьезная», — резюмировала знаток.
Нацбанк сообщил, что уровень потребительской инфляции в Украине в годовом измерении по итогам июля замедлился до 55,3%. Замедление произошло после достижения максимального уровня в апреле (60,9%)благодаря сезонному падению цен на овощи.
Однако Минэкономики оценивает падение ВВП за первые полгода 2015 года на 16,3%, промышленности – на 20,5%, сельского хозяйства – на 9,3%. реальная зарплата упала на 23,5%, а экспорт снизился на 35,4%.