Декоративная оппозиция: дружба с властью и свои интересы

Во время утверждения состава «варягского» Кабмина представители Оппозиционого блока демонстративно покинули зал заседаний парламента. Могу поспорить: это все, на что способна нынешняя оппозиция, которая хоть и получила почти 10% голосов, вряд ли будет использовать свою «мощь» для эффективного противостояния действиям власти…

Начать с того, что ОБ даже не попытался бороться за парламентские посты, которые по праву принадлежат оппозиции, чтобы с помощью этих инструментов контролировать власть. Как известно, бюджетный, регламентный, медийный комитеты ВР – это прерогатива «меньшинства» Рады, как и пост вице-спикера. Тем не менее, мы видели, как «Самопомощь» Садового выгрызала себе 7-8 комитетов Рады и еще кресла в Кабмине, а «Оппоблок» сделал вид, что он выше этого. Вилкул для проформы заикнулся было, но быстро согласился с мнением большинства о том, что «бывшие регионалы не имеют права приближаться к парламентским рычагам управления».

В итоге, координатор коалиции Юрий Луценко пообещал, что оппозиционерам «кинут» три комитета, но не уточнил, кто именно у БПП откликается на кличку «оппозиция». Еще один момент. Депутаты Майдана, только зайдя в Раду, начали забрасывать секретариат ВР своими инициативами, среди которых и закон об отмене амнистии Донбассу, и право на легализацию оружия, и допуск иностранцев к государственным тайнам. А где же проекты Оппозиционного блока, касающиеся, социальной защиты избирателей Юго-Востока, о которых там много говорилось во время предвыборной кампании? Где реакция ОБ на геноцид малоимущих жителей Донбасса, лишенных пенсий и пособий? Где требования социальной защиты и помощи детям войны? А проект об индексации замороженных пенсий и зарплат, ставший предвыборной фишкой оппозиции Бойко- Левочкина? Да всего за пару дней после первого заседания Рады власть такого нагородила, что у любой оппозиции было бы непаханое поле и для деятельности, и для пиара.

Переход Украины под внешнее управление, иностранные министры на ключевых должностях, колоссальный дефицит бюджета, гиперинфляция, уголовное дело против главы НБУ Гонтаревой, продажа мест в Национальном антикоррупционном бюро, провал люстрации, создание «министерства правды» с кумом Президента во главе, начавшиеся веерные отключения, «зависшие» газовые проплаты и отсутствие угля, повышение цен на транспорт в два раза. Все перечислять — места не хватит. Но, тем не менее, голоса оппозиции мы так и не услышали. Боятся сделать больно Порошенко? Значит, — договорились с Президентом о «невмешательстве». Никакого другого объяснения пассивности ОБ не находится. Впрочем, о том, что оппозиция будет лояльно вести себя по отношению к власти, можно было догадаться еще до выборов: в списке блока Порошенко было полно креатур тех, кто сегодня называет себя альтернативой «хунте».

Прежде всего, речь идет о медийщиках, обслуживавших интересы бывшей власти — Найеме, Черваковой, Лещенко и пр. Да и не только о них. Поэтому не стоит ожидать накала страстей и жесткого противостояния между фракцией Бойко и «Европейской Украиной», так как "оппозиционеры" и есть экс-представители власти. Они помнят Порошенко еще министром в Кабмине Януковича, а он не забыл свою партийную «шинель». Порошенко с Вилкулом, Новинским, Бойко связывает куда больше, чем с Гопко, Филатовым или Березой. Поэтому Оппозиционный блок для новой власти будет играть ту же роль, что партия «Свобода» для Януковича. Если кто не помнит, то именно ближайшее окружение экс-президента взрастило и вскормило партию Тягныбока, как удобного спарринг партнера для Виктора Федоровича. Теперь ситуация повторяется: конструкторы-то остались те же. И первым подтверждением данного факта можно считать заявление лидера фракции ОБ Юрия Бойко о том, что они против того, чтобы правительство было сформировано не из этнических украинцев. То есть, лидера оппозиции возмущает не сам факт передачи страны в руки внешних хозяев и не то, что назначения на ключевые посты в КМ проходят не на профессиональной основе. Больше всего Бойко волнует ущемление по национальному признаку. Ильенко и Ярош рыдают от зависти и бессилия: ведь ОБ уверенно занимает место национальных радикалов в Раде. Еще чуть-чуть и Вилкул с Рабиновичем станут требовать выступлений только на украинском языке, освистывая русскоязычных коллег. Этого ли ждали от оппозиционеров жители промышленных регионов, отдавшие 26 октября свои голоса за экс-регионалов, претендующих на роль «спасителей Донбасса»? Уверена, что оставшиеся без работы шахтеры, и умирающие от голода пенсионеры хотели бы защиты собственных, цинично попранных Порошенко и Яценюком интересов…

По большому счету, можно говорить о том, что ОБ отказывается быть оппозицией, хотя Б. Колесников и формирует Теневой Кабмин. Настоящей оппозицией в Раде будет маленькая, но злобная группировка Коломойского, состоящая из представителей Днепропетровской ОГА и комбатов. Она будет держать Порошенко «за горло» и критиковать все его промахи, она будет подстегивать общественность, провоцировать майдащиков и апеллировать к полевым командирам и героям АТО.

Декоративной оппозицией будут группы Еремеева и Хомутынника, как бы удаленные от БПП и «Народного фронта». Но именно им достанутся комитеты ВР по квоте оппозиции, которые обещал Юрий Луценко. А кем же будет фракция Бойко? А она станет «болотом». Таким себе транзитным пунктом в Раде 8 созыва, в котором одни просто пересиживают существующее правительство для того, чтобы потом после его падения, снова вернуться к власти, другие прячутся от люстрации и судебных преследований. «Болото» будет периодически голосовать с коалицией: когда на кону окажутся типа жизненно важные для страны решения. Иного поведения от ОБ ждать не стоит. Во-первых, потому что у них заключен негласный договор с Банковой. Во-вторых, потому что сам Оппозиционный блок вовсе не представляет сплоченный антивластный кулак. Сразу после выборов в ОБ начались центробежные процессы. Например, пошли разговоры о создании С. Левочкиным собственной политической силы «Возрождение», и даже компромат вылез в виде партийного проекта. Вадим Рабинович тоже предпринял попытку покинуть ряды оппозиции, с которой заключил контракт только на время выборов. Колесников строит теневой КМ и вряд ли туда будут приглашены люди Левочкина. Скорее всего, Борис Викторович попытается реанимировать ПР к следующим выборам.

Контроль над фракцией получила группа Бойко-Фирташа, как и право на бренд «Оппозиционный блок». А ведь есть еще и Шуфрич с тенью Медведчука. Только навскидку в ОБ можно насчитать пять разных внутрипартийных течений, что никак не способствует монолитности и консенсусу. У каждой группы свои цели, и решая их, они рано или поздно начнут тянуть на себя общее оппозиционное «одеяло». Им и сейчас не до баланса в Раде, а к концу первой сессии противоречия и внутри большинства и внутри оппозиции выплывут на поверхность, их нельзя будет скрыть. В итоге, в Раде первоочередными вопросами станет отмена внеблокового статуса, наполнение Кабмина иностранными легионерами, перестановки в ГПУ а Нацбанке, а вопросы социальных гарантий, повышения пенсий и зарплат, девальвации гривны уйдут на второй или на третий план. Страна ведь может подождать…

Читайте также по теме