«Декрет о земле»: аграрная реформа вернет панщину и «крипаков»

«Страны, где тепло и откуда нет экстрадиции…» Так звучит последний запрос к Гуглу от премьер-министра Гройсмана. Видимо, Владимир Борисович слегка разочарован сбоем реформ. Напомню, что несколько месяцев назад глава Кабмина озвучил программу развития Украины до 2020 года. По голливудской традиции она состоит из 5 элементов: приватизация, земельная реформа, пенсионная реформа, реформа образования и здравоохранения. По сути, это краткие тезисы предвыборной программы винницкого менеджера, который начинает соперничать с Порошенко.

Команда советников и пиарщиков «Гроси» растет как на дрожжах: сменился пресс-секретарь премьера, рекламная компания преобразований идет полным ходом, а сам директор винницкого рынка уже уличен в формировании собственного политического имиджа — как какой-то Марчук. Достаточно  сходить в Твиттер премьера, чтобы набраться «покращень», как «сучка блох» — по меткому выражению бывшего премьера Ющенко. Баржа с арбузами, рост промышленного производства на 2,2% в августе, повышение пенсий. В общем, день ото дня растет процент жиров в масле.

Да, бывают сбои. Не очень хорошо получилось с законом об образовании (пол Европы отвернулось), медицинская реформа смахивает на геноцид, да и пенсионную реформу парламент затормозил, потому что «МВФ не велит» раздавать субсидии и повышать  пенсии старикам даже на несчастные 10%, уже разрекламированные Гройсманом всем бабушкам на лавочке… Поневоле, начнешь искать способы уехать в далекие теплые страны, в то же Пуэрто-Рико, к примеру, как Наталка Яресько, которая в первом американском «призыве»  так отреформировала финансовую систему Украины, что внешний долг достиг почти 90 «ярдов», отдавать которые будут еще внуки нынешних сторонников «европеизации».

Но не будем отвлекаться. Несмотря на то, что реформы правительства с каждым днем все больше напоминают покраску стен в горящем доме, Гройсман не отступает от проведения земельной реформы, которая должна завершить превращение Украины в колонию. Совсем недавно, на саммите YES, глава Кабмина отчитывался перед «колонизаторами» о достигнутых успехах.

Дескать, продажа земли вот-вот стартует — в сроки, определенные миссией МВФ. Внешние специалисты уверяют, что отмена моратория приведет в страну новых инвесторов, спрос на украинскую землю вырастет как минимум вдвое, а в сельхозсектор придут новая иностранная техника и передовые технологии. Ну, а дальше – сотни тысяч рабочих мест, высококвалифицированные доярки, демографическое дыхание для села и прочие бла-бла-бла. Сразу вспоминается медицинская реформа «доктора Супрун», которая вывела Украину на первое место в Европе по уровню смертности. А что ж будет, когда  снимут мораторий на продажу земель?  Правда, сам Гройсман успокоил жителей аграрной сверхдержавы: «Кабинет министров разрабатывает механизм, по которому украинцы получат гарантии того, что иностранные граждане не смогут купить землю». Однако, после нескольких этапов грабительской «прихватизации», обогатившей только олигархов, слабо верится в благотворительность власти. Особенно, если учесть, что еще в прошлом году Украина вошла в число лидеров по обработке земли иностранцами. Китай, США, Германия уже плотно контролируют 2,5 миллиона гектаров украинских черноземов. И пока «новый украинский Столыпин», как позиционирует себя бывший директор винницкого рынка, рассказывает пиар-сказки об эксклюзивном праве на землю для украинцев, захватнический процесс будет приобретать все более угрожающий характер для местных общин.

6 сентября стало известно, что Кабмин подготовил новый земельный закон. Пока его еще нет на сайте Рады, но в эфирах радио и телевидения есть рекламные ролики, рассказывающие о преимуществах отмены моратория на землю.  Звучит так же красиво, как и тезисы о ваучерной приватизации, когда рабочие «покупали» свой завод. Что вышло на деле, думаю, объяснять не надо…

С землей получится примерно также, хотя Кабмин уверяет, что исключительно  граждане с паспортами с тризубом, будут «хозяевами на своей, Богом данной, земле». Но если это так, то зачем вообще огород городить, когда есть Конституция и Земельный Кодекс, 121-я статья которого гарантирует бесплатное право каждого гражданина Украины на определённые виды земель. И что, много землевладельцев у нас появилось?  Вряд ли станет «ограничителем» и запрет на владение более 200 гектаров земли «в одни руки», и дополнительный налог для борьбы со спекулянтами.  В Украине давно научились обходить эти формальные запреты. А заодно и плевать на мнение большинства граждан. Ведь продавать свою землю готовы не более 10% владельцев земельных паев. Поэтому для продвижения непопулярных в народе инициатив, правительство использует массовую  рекламу социального характера, которую оплачивает Гройсман и стоящие за ним западные лоббисты. Им нужны ресурсы, а Владимиру Борисовичу — деньги для выборов. Они нашли друг друга.

Суть рекламных роликов Кабмина сводится к простой идее — заставь депутатов снять мораторий на продажу земли, и это приведет к процветанию Украины. Напомню, что весной мы уже были свидетелями аналогичной рекламной кампании КМ по энергосбережению. Той самой, где Руслана Лыжичко демонстрировала свой дом, напичканный ветряками и солнечными батареями (стоимость которых превышала сотню тысяч долларов) и призывала «маленьких украинцев» отказаться от дорого газа в пользу «экологически чистых» энергогенераторов. Все закончилось тем, что в дом певицы попала молния, а на крыше не было элементарного громоотвода. И такие они во всем.  Вряд ли с землей получится лучше, однако «успех» рекламной компании обусловлен еще и тем, что власть практически не встречает сопротивления на пути распродажи родины. Что у нас есть сейчас? Попытка «Батькивщины» провести референдум на заданную тему, с которой Тимошенко съехала? Или заявления Оппоблока на продление моратория, которые так и остались на бумаге? Ни одна политическая сила, заметим, не «подняла народ» против  грабительской земельной «реформы», выгодополучателями которой являются иностранные компании. Ну, просто потому, что вся украинская политика и политики зависят сами от западных доноров. А они-то и стоят первыми в очереди на «дерибан» украинской земли, которую купят за копейки – учитывая финансовое положение Украины и украинцев. Эксперты говорят, что как только мораторий будет снят, более  10 миллионов гектаров сельхозземель сразу «уйдут налево». Это земли запаса, неистребованные паи, паи тех, кто умер и не успел передать свой надел в наследство. Купят ли их украинцы, чья средняя зарплата составляет 150 долларов? Вопрос риторический. А вот через паспорта этих самых украинцев, за пару сотен лишних долларов, иностранные инвесторы наверняка станут обладателями «жирных кусков». Правда, правительство уверяет, что защитой от мошенников станет продажа земли через аукционы Prozzoro, то есть по принципу системы  электронных торгов, когда любой желающий сможет поучаствовать в аукционе и купить понравившийся участок. Сразу вспоминается продажа через Prozzoro ЗАЗа за 90 миллионов, где только парк машин стоил в несколько раз дороже, не говоря уж о цехах и площадях. Кто стоит за этой системой, полагаю, даже напоминать не нужно…  Впрочем, под видом «иностранных инвесторов» вполне удачно смогут выступить и украинские олигархи, которые давно легализовали свои миллионы в офшорах. Зато проиграют отечественные агрохолдинги и фермеры, которые худо-бедно, но поддерживали сельское хозяйство аграрной сверхдержавы на плаву. То есть, то самое украинское село, о котором так «печется» правительство, вынуждено будет вспомнить про батрачество и панщину – причем, в ближайшее время. Кстати, апологеты «земельной реформы» даже не скрывают ее последствий.

«И да, аргумент про вымирающее село – не есть аргумент. Потому что село должно вымирать. Просто потому, что так много людей в агросекторе просто не нужно. Технический прогресс все изменил. И если раньше на 100 гектаров нужно было 100 человек с вилами, то теперь хватит пары с тракторами. Право слово, мы же не переживаем по поводу того, что больше нет профессии кузнецов. Как так, столько людей лишили их ремесла! Но кузнецы не нужны. Равно как и не нужно столько крестьян», — поясняет «недалеким жителям»  аграрной супердержавы инвестиционный банкир Сергей Фурса. Ну, и как это коммутируется с  «заманухами» американских экспертов о притоках инвестиций? С обещаниями  правительства оживить аграрный сектор? Обычные двойные стандарты, как и во всем. И село будут уничтожать также, как перед этим избавились от промышленности, «остановив» Южмаш, приватизировав ОПЗ, отказав в госдотациях шахтам.

Единственной помехой для Гройсмана и Ко могут стать внутренние аграрные лоббисты, которые не хотят  сдаваться без боя. Но и тут есть свои механизмы в виде «бюджетных взяток»: так, правительством было выделено из госказны почти 2 миллиарда гривен на дотации для аграрных предприятий. Наибольшую долю (на общую сумму 809 млн грн) получила группа компаний Мироновский хлебопродукт, принадлежащей «куриному олигарху» Юрию Косюку, который, по слухам, готов вкладываться в избирательную кампанию Гройсмана. И наверняка, Владимир Борисович, уже примеряет  к себе  перефразированное заявление «коллеги» Столыпина: «им нужны великие потрясения, мне нужен великий гешефт!»

Читайте также по теме