Вряд ли нардеп Ярослав Дубневич получит приговор — доказать экономические преступления очень сложно, говорят эксперты. Они отмечают, что судебные разбирательства против политиков касаются не самых громких скандалов.
«А учитывая материальное состояние…»
Верховная Рада разрешила привлекать к уголовной ответственности депутата из группы «За будущее» Ярослава Дубневича. Это произошло на заседании парламента 31 октября.
На следующий день, Высший антикоррупционный суд избирал меру пресечения Ярославу Дубневичу, и девять нардепов изъявили желание взять его на поруки.
Политолог Андрей Золотарев сомневается, что дело закончится приговорм. «В нынешних условиях нет уверенности, что дело Дубневича завершится положительным вердиктом. Сомневаюсь, что следствие предъявит «железобетонные» доказательства его вины, который позволят вынести положительный вердикт и отправить Дубневича за решетку»
Политолог отметил, что единственные ТОП-коррупционеры, которых сажают в тюрьму в Украине — это менеджеры. «А учитывая материальную состояние и сильную юридическую поддержку Дубневича, такое маловероятно», — сказал А. Золотарев.
Отметим, что следствие считает нардепа организатором коррупционной схемы по завладению 93 млн. грн. «Укрзализныци». Генпрокурор Руслан Рябошапка, выступая в Раде, заявил, что у следствия есть достаточно доказательств, чтобы обосновать вину Дубневича. Но тот парировал, что представление на снятие неприкосновенности внесено с целью политического популизма, а доказательств у ГПУ на самом деле нет.
Тем не менее, Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), которое расследует дело, опубликовало схему хищений средств «Укрзализныци». Из нее следует, что Дубневич на посту главы парламентского комитета пролоббировал выделение средств «Укрзализныци» на закупку продукции, а затем с сообщниками организовал закупку по завышенным ценам у подконтрольного предприятия.
Речь идет о некоей стрелочной продукции. К ней относятся механизмы перевода железнодорожных стрелок, рельсы соответствующей конфигурации и т.п. В Украине имеется только один производитель такой продукции — Днепропетровский стрелочный завод.
По версии следствия, вместо заключения прямого договора между предприятиями «Укрзализныци» и Днепропетровского стрелочного завода, участники схемы обеспечили победу в торгах заранее определенной компании — ООО «Арго». Компания «Арго» закупала продукцию у Днепровского стрелочного завода через посредника – «Корпорацию КРТ», бенефициаром которой является, якобы, Дубневич. А потом механизмы для железнодорожных стрелок продавали «Укрзализныце».
Причем, «Укрзализныця» получала продукцию непосредственно с завода. А на бумаге Днепропетровский стрелочный завод продал продукцию «Корпорации КРТ» Дубневича за 525,9 млн гривен. Затем «Корпорпция КРТ» продала продукцию компании «Арго» за 631,4 млн гривен. Затем «Арго» продала товар «Укрализныце» за 637,9 млн гривен – утверждают следователи.
Прокуроры Специализированной антикоррупционной прокуратуры настаивают на содержании Дубневича под стражей с альтернативой внесения 93 млн грн залога. Сумма равна объему предполагаемых хищений.
Но защита Дубневича утверждает, что у парламентария нет таких средств. Прокурор же отметил, что у депутата задекларировано наличными более 6 млн грн, более 2 млн. долл., почти 1 млн евро, более 91 объекта недвижимости и земельных участков.
Политолог Владимир Фесенко считает, что доказать экономические преступления очень сложно. Он напоминает, что братья Дубневичи – Ярослав и Богдан – фигурировали не в одном расследовании журналистов. «Но насколько весомы собранные ГПУ и САП доказательства – оценят судьи», — заявил он в СМИ.
Гладковский, Пашинский, Микитась…
Ярослав Дубневич был народным депутатом от «Батькивщины». На внеочередных выборах в Верховную Раду, которые состоялись 26 октября 2014 года, Ярослав Дубневич победил в мажоритарном округе на Львовщине и стал депутатом фракции Блока Петра Порошенко, он возглавил Комитет по вопросам транспорта. Тогда же нардепом от соседнего округа стал его брат. Он тоже вошел во фракцию БПП. Дубневичи владеют корпорацией по строительству железнодорожных путей.
По данным журналистских расследований, одна из близких к Дубневичам фирма в 2014 году получила заказов от Укрзализныци на 103 миллиона гривен, в 2015 году – на 170, а в 2016 году – на 300 миллионов гривен. В СМИ писали, что фирмы возглавляют менеджеры, ранее работавшие в компаниях Дубневичей. Но в тендерной документации фамилии Дубневичей не фигурируют.
Писали еще, что сделки с Укрзализныцей – не единственная схема, к которой причастны Дубневичи. В частности, НАБУ расследует дело о хищении 300 миллионов кубометров газа на сумму 1,4 миллиарда гривен. Впрочем, о результатах пока не сообщалось.
Затем, в сентябре 2019 года, «Укрзализныця» передала Службе безопасности улики против компаний, связанных с братьями Дубневичами. Утверждалось, что компании Дубневичей в 2018-2019 годах поставляли «Укрзализныце» детали, которые якобы изготовляли сами, а на самом деле их импортировали из Беларуси.
Теперь новое дело… Но Владимир Фесенко отмечает, что собрать убедительные доказательства в экономических преступлениях очень непросто. «Экс-заместителю секретаря СНБО Гладковскому объявили подозрение не в отношении его военных сделок с Россией. Экс-нардепу Пашинскому – тоже, не рейдерство, а нанесение тяжких телесных повреждений. Пожалуй, Дубневичу выдвигают те обвинения, которые сейчас уже собрала ГПУ», — заявил он в СМИ. Кроме того, он напомнил, что запущено расследование в отношении экс-нардепа Максима Микитася.
Действительно, экс-глава парламенстского комитета по нацбезопасности и обороне Сергей Пашинский являлся фигурантом журналистских расследований о коррупции. Его имя упоминалось в связи со скандалом вокруг закупки по завышенным ценам старых БМП у польской фирмы t, звучало в контексте, и Политолог Николай Давидюк провел параллель с делом экс-главы парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергея Пашинского. Того суд подверг аресту на два месяца с 7 октября, но без права внесения залога. 18 октября апелляционный суд оставил в силе решение первой инстанции.
Задержание Олега Гладковского произошло по тому же сценарию, что и Сергея Пашинского – считает Николай Давидюк. «Сейчас это выглядит любимой рыбалкой ГПУ, когда ловят крупную рыбу, снимают с нее чешую и отпускают», — заявил политолог в телеэфире.
Экс-секретарь СНБО Олег Гладковский был фигурантом журналистского расследования в многолетней схеме, к которой, якобы, причастен 22-летний сын Гладковского Игорь. Утверждалось, что были организованы поставки контрабандных российских деталей для военной техники. Якобы, государственные предприятия «Укроборонпрома» покупали эти детали у фирм-прокладок по ценам, завышенным в несколько раз. Таким образом якобы похищено у «Укроборонпрома» не менее 250 млн грн.
Однако Гладковского обвинили не в этом, а в том, что по версии следствия, будучи в должности первого замсекретаря СНБО, он обеспечил включение в государственный оборонный заказ закупку грузовых автомобилей по завышенным ценам у дочернего предприятия «Автосборочный завод №2», входящего в состав «Богдан Моторс», конечным бенефициаром которого является сам Гладковский. Государству был причинен ущерб на сумму 10,62 млн грн.
Затем за Гладковского внесли залог в размере 10,6 миллионов гривен, и он вышел на свободу. А Сергей Пашинский находится в СИЗО, поскольку за насильственные преступления залог не предусмотрен.
Тем временем под суд попал народный депутат 8-го созыва, экс-президент строительной корпорации «Укрбуд» Максим Микитась. Его обвинили в махинациях с квартирами для Нацгвардии. Но подозреваемый уже вышел под залог в 80 млн гривен.
Политолог Николай Давидюк отмечал в телеэфире: «Сейчас это выглядит любимой рыбалкой ГПУ, когда ловят крупную рыбу, снимают с нее чешую и отпускают».