Два события — арест олигарха Дмитрия Фирташа и стычка в Донецке между евромайдановцами и пророссийски настроенными жителями города – вот топы, которые определяют повестку дня. Есть ли между ними связь? Очевидно, что да. Каждое из событий — определенный сигнал, как для внутренних сил, так и для внешнего мира. Попробуем разобраться…
Один из самых богатых людей Украины, человек, занимающий четвертое место в списке отечественных миллионеров, владелец телеканала «Интер» и хозяин «РосУкрЭнерго», а также спонсор «Динамо» вчера был задержан в Вене. Австрия стала только транзитной площадкой — «ордер на арест» Фирташа выдало ФБР. Олигарха подозревают в причастности к созданию организованной преступной группировки.
Примечательно, что уже после задержания, подконтрольные Фирташу СМИ писали, что он в Лондоне, где «ищет деньги для новой власти». За день до этого Фирташ публично критиковал проведение референдума в Крыму и призывал крымчан не принимать в этом участия. Тем не менее, показная, даже подчеркнутая лояльность, не помогла миллионеру: он лично почувствовал, что такое атака сцезназа «Кобра» и «комфорт» пенитенциарного австрийского учреждения. «Нападение» на Фирташа достаточно неожиданно: его не было ни в списках лиц, к которым США и ЕС готовы применить санкции из-за событий на Майдане, к нему не имели претензий украинские органы правосудия — это очень оперативно подтвердили в Генпрокуратуре. Сейчас Фирташ ждет «транзита» в США: суд Вены должен рассмотреть вопрос об экстрадиции. От оперативности в решении этого вопроса будет зависеть прогноз развития событий в Украине. Но пока канал «Интер» — официальный рупор Фирташа сообщает, ссылаясь на компанию Group DF, что «задержание связано с расследованием инвестиционного проекта 2006 года. BBC, ссылаясь на австрийскую полицию, сообщает — дело никак не связано с последними политическими событиями в Украине». Также в пресс-службе Group DF подтвердили, что действия правоохранительных органов Австрии действительно не имеют отношения ни к ситуации в Украине, ни к деятельности Группы в Европе и Америке. И что инцидент является недоразумением и будет улажен в ближайшее время. Вот интересно: до или после референдума в Крыму?
Но пока существует несколько версий «нападения» на Фирташа. Несложно заметить, что задержание владельца «Интера» совпало с визитом премьера Яценюка в США. Во время официальной встречи с президентом Обамой Арсению Петровичу дали прямо понять, что на силовую поддержку со стороны США или сил НАТО Украина может не рассчитывать. Но в качестве «бонуса», вероятно, предложили усиление финансовых санкций, которые могут ударить как по внутренней «фронде» нынешней майданной власти, так и по России.
Безусловно, в первую очередь, — по России, которая уже продемонстрировала на что она способна в вопросах поддержки русских в Украине. Сейчас Фирташа называют чуть ли прямым агентом Кремля, хотя это довольно спорное утверждение, если учесть, что его политический партнер, экс-глава АП Левочкин был инициатором евромайдана и сторонником евроинтеграции Украины. А тот же Фирташ «майданную операцию» оплачивал: этому есть много косвенных доказательств. Правда, после «возвращения Тимошенко» из мест не столь отдаленных позиция миллионера и его «ТВ-кнопки» достаточно заметно изменилась. Не то что бы качнулась в сторону Кремля, но и Майданом восхищаться перестала. История взаимоотношений Фирташа с украинским бизнесом и украинскими элитами долгая и запутанная. Он не скрывал своей дружбы с Сергеем Левочкиным и деловых связей с Юрием Бойко — главным переговорщиком по газовым вопросам, которого всегда были рады видеть в Москве. Станет ли эта дружба основой для показаний Фирташа? Кого он сдаст, а кого нет? Напугает ли арест Фирташа всех, кто остался на свободе в Украине: Пинчука, Ахметова, Ярославского, Порошенко? Ну и конечно: насколько сотрудничество Фирташа со следствием глубоко заденет интересы России, которая сейчас ведет активную борьбу за выходы к морю, Крым и безопасность восточных границ?
Да, Фирташ и его компания «РосУкрэнерго», которая долгое время была посредником в газовых отношениях между Москвой и Киевом (в 2008-м с рынка их изгнала Юлия Тимошенко, подписав убийственные контракты), однако весьма сомнительно, чтобы это партнерство и все что с ним связано, нанесли серьезный удар по деловому и политическому имиджу Путина. Газовые схемы, откаты, миллиардные прибыли, спекуляции вокруг «трубы» — это не слишком тянет на сенсацию для мира и для России. И вряд ли сеанс разоблачения — если таковой состоится – выгоден для ЕС, который получает от России топливо. Негласный девиз США «А вот теперь пусть Россия умоется своей нефтью», боюсь, актуален только для тех, кто находится за океаном, а не соединен с РФ границами и газопроводами. Так что можно предполагать, что задержание олигарха из Украины — это всего попытка США «выторговать» за кулисами у России определенные уступки, потому что на прямые угрозы и санкции РФ прореагировала наращиванием военной мощи и показательными учениями ВДВ и авиации. Так что арест Фирташа – это намерение США перевести диалог по Украине из военной плоскости в чисто финансовую. Испугаются ли угроз российские магнаты? Судя по последней их встрече с Путиным и прямыми вопросами, цвет российского бизнеса ответил, что «им не привыкать». А значит, проект «Русская весна» имеет все шансы на дальнейшее продолжение. И Крым после задержания Фирташа, на произвол судьбы — материальной и политической — не бросят. Это решено. Да, по некоторым данным, Фирташ являлся одним из доноров нового крымского правительства, которое открыто «положило» на Киев, новую власть и идею о «целостности Украины». Откол Крыма — это колоссальный удар по «майдановской власти», от которого она вряд ли оправится. Но это и удар по США, чья операция по «европеизации» страны в центре Европы уже оказалась частично проваленной — из за АРК. Это удар по американским марионеткам в украинской власти: потеря Крыма ведет к потере всего, что было «взято именем Майдана». Если так пойдет и дальше, то Украина станет очередным (после Сирии, Грузии) провалом политики Обамы.
А поскольку все внутренние попытки вернуть Крым (запрет референдума, работа КС над конституционностью отхода АРК с понятным уже вердиктом, мобилизация армии, боевая готовность №1) оказались безрезультатными, а внешняя помощь выразилась в обещаниях нестрашных санкций, то решено было использовать «фактор Фирташа». С одной стороны это сигнал крымчанам и Крыму накануне референдума: арест случился за 3 дня до плебисцита. С другой — предупреждение украинским олигархам, которые пытаются «играть в сепаратизм» и сотрудничать с РФ. Арестом «собрата» их вынуждают признать новую нелегитимную власти и начинать с ней работать. Тот же вариант «под дулом автоматов», только финансовых. Кто-то еще сомневается в западных двойных стандартах?
Однако, на этом направлении система пока дала сбой. Это наглядно показала ситуация в Донецке: сразу после задержания Фирташа почти 10 тысяч жителей Донецка, выступающих за референдум и самостоятельность региона, «столкнулись» с участниками евромайдана, которых новый губернатор Тарута организовал на показательную акцию для представителей миссии ОБСЕ. Демонстрация» единства и стремления к целостности Украины закончилась кровью и жертвами: 3 человека погибли, более 50 – ранены. Более того, все СМИ, подконтрольные олигарху Ринату Ахметову показали столкновение в антимайдановских тонах. То есть, на Рината Леонидовича угроза «оказаться следующим» после Фирташа не подействовала. Судя по освещению событий, по решению депутатов Донецкого горсовета о проведении референдума, по анонсу о масштабном митинге 16 марта, Восток Украины продолжает оставаться поясом нестабильности и представляет серьезную угрозу для устойчивости новой власти. Судя по всему, олигархи Юго-Востока не намерены так легко сдаваться и менять относительную устойчивость на однозначный рейдерский грабеж новых властей.
Кстати, вы заметили, что молчит Юлия Тимошенко? Это тоже знак: Тимошенко имеет против Фирташа и его компаний «личные мотивы» и должна была немедленно выступить в поддержку «зачистки» газовых спекулянтов. Однако, Юлия Владимировна выжидает — куда качнется маятник, и только потом будет определять на чьей она стороне. Ну, конечно: ведь в «деле Фирташа» есть прямой президентский мотив. Президентские выборы в Украине назначены на 25 мая, но вряд ли они состоятся в указанный срок, хотя новая власть очень стремится «легитимизироваться» через выборы. А у Фирташа есть два кандидата, в лоббировании которых он был замечен. Это лидер УДАРа Виталий Кличко и Сергей Тигипко, который претендует на статус нового лидера ПР и «свежего» кандидата от этой политической силы. В обоих случаях эти «птенцы Фирташа» составляют сильную и неприятную конкуренцию майдановским кандидатам. Кличко свободно разделает «нациков» в центре Украины и на Западе, Тигипко — соберет голоса тех, кто разочаровались в Януковиче и «старой гвардии» ПР. Это совсем не нужно ни Арсению Яценюку, на которого США сделала однозначную ставку, ни Юлии Тимошенко.
Другое дело, что ЮВТ все еще рассчитывает на поддержку Кремля в электоральном вопросе, потому и не спешит «высовываться». Все ждут, чем закончится новый финансовый раунд противостояния между США и Россией. Войну нервов и битву за Крым Россия уже выиграла. Вопрос: пойдет ли «Русская весна» дальше на Юго-Восток? И что будет с украинскими олигархами, которые однозначно не стали на сторону «майдановской власти»? Судя по реакции Донбасса, Ахметов не боится такого сценария. А остальные — олигархи второго ряда – пока не интересуют серьезных геополитических игроков.