Адвокаты экс-президента не просили о более мягкой мере пресечения, а прокуроры внезапно изменили ходатайство на самую необременительную меру — отмечают эксперты. В тот день Посольство США предостерегло украинскую власть от политических преследований.
«Бесперспективное, нелогичное, трудно доказуемое дело»
Суд по избранию меры пресечения экс-президенту Петру Порошенко состоится 1 июля. В четверг, 18 июня, Печерский районный суд Киева не смог избрать меру пресечения и перенес заседание. Порошенко выступил перед своими сторонниками перед зданием суда, и назвал дело против него «ничтожной местью ничтожных лиц, которые не любят Украину».
Офис генерального прокурора объявил Порошенко подозрение 10 июня. Ему вменяют в вину давление на главу Службы внешней разведки (СВР) в 2018 году. Якобы Порошенко давлением добился назначения первым заместителем главы СВР Сергея Семочко. Дело заведено по статье за превышение военнослужащим власти или служебных полномочий в «особый период». По ней бывшему верховному главнокомандующему Порошенко грозит от семи до десяти лет лишения свободы.
Политолог Руслан Бортник считает, что возможность расследовать это дело правовым путем пути уже утеряна, и юридический вопрос подменяется политическими договоренностями. Дескать, судьба Порошенко будет зависеть от политических договоренностей.
«В зависимости от того, как Порошенко сможет договориться (или не сможет), таков будет и исход этого дела. Понятно, что дела, в которых он фигурирует, не являются юридическими и зависят от того договоренностей в треугольнике «Зеленский и его команда-Порошенко-внешние игроки», — заявил политолог.
Отметим, что это дело — единственное, по которому бывшему президенту выдвинуто подозрение, хотя имя Порошенко фигурировал в 21 уголовном производстве. Генпрокурор Ирина Венедиктова пояснила, что уголовное производство, в рамках которого Порошенко сообщили о подозрении, было начато по заявлению главы Службы внешней разведки.
«В этом вся разница. Когда заявление о преступлении подает глава внешней разведки, то, наверное, и следственная, и судебная перспектива совсем иная», – отметила Венедиктова.
Она сообщила, что лично открыла четыре дела: три – по решению суда, одно – по заявлению народного депутата, совпадавшего с решением суда. А 17 дел против Порошенко открыл ее предшественник Руслан Рябошапка. При чем три уголовных дела, где фигурировал Петр Порошенко, были закрыты в день, когда суд избирал меру пресечения экс-президенту.
Так, уголовные производства относительно назначения премьер-министра при отсутствии коалиции, вмешательства в деятельность Окружного административного суда Киева, назначения членов Высшего совета правосудия были закрыты из-за отсутствия состава преступления. «Все эти производства были внесены в ЕРДР по заявлению Андрея Портнова», – отметила Ирина Венедиктова на брифинге.
Юрист Андрей Портнов (бывший замглавы Администрации Президента времен Януковича) считает, что Венедиктова инициировала подозрение по самому бесперспективному делу. «Для Порошенко почему-то выбрали наиболее бесперспективное, нелогичное, трудно доказуемое и непонятной степени общественной опасности уголовное дело», — заявил он.
Он отметил, что бывшему главе Службы внешней разведки Егору Божку, который и назначил своим заместителем Сергея Семочко, меры пресечения не выбрали. Несмотря на подозрение, тот работает заместителем министра иностранных дел, будучи назначенным на должность при Президенте Владимире Зеленском.
Портнов отмечает, что нынешнее дело против Порошенко только позволяет экс-президенту заявлять о политических репрессиях.
«Порошенко в суде защищают не столько его адвокаты, сколько прокуроры»
Чтобы поддержать своего лидера в суде фракция «Европейская солидарность» в полном составе покинула заседание Верховной Рады. На суде присутствовали Ирина Геращенко, Николай Княжицкий, Юрий и Ирина Луценко, Иванна Климпуш-Цинцадзе и другие.
Экс-глава Верховной Рады Андрей Парубий призвал сторонников Порошенко к походу от здания суда к Офису Президента. Среди участников акции были нардепы София Федина, Алексей Гончаренко. Собравшиеся скандировали «Майдан живет».
Сам Петр Порошенко участия в акции не принимал, поскольку отправился в церковь. Дело в том, что за два дня до суда у Порошенко умер отец. А позже стало известно, что в тот же день, 16 июня, генпрокурор Ирина Венедиктова направила обращение в суд с просьбой перенести рассмотрения дела.
Но адвокат Порошенко Илья Новиков заявил, что Петр Порошенко обязательно прибудет в суд 18 июня и для него это «принципиальный вопрос», несмотря на смерть отца.
Подоплеку попытался растолковать опальный медиа-менеджер Игорь Гужва (главред издания «Страна», получивший в Австрии политическое убежище при Порошенко). «У Порошенко уже был свой план. Похороны отца он перенес на пятницу, а в четверг явился в суд. В таких обстоятельствах прокуратура была вынуждена сменить взятие под стражу на личные обязательства, а суд, как и предполагалось, перенесли на другую дату. По итогу Порошенко получил пиар, а власть – позор. Причем закономерный», — написал он в Facebook.
Действительно, прокуратура изначально настаивала на аресте Петра Порошенко с возможностью внесения залога в размере 10 млн грн. Однако в ходе заседания 18 июня прокуроры попросили суд изменить ходатайство, настаивая теперь лишь на личном обязательстве Порошенко в качестве меры пресечения.
В итоге заседание решили продолжить 1 июля, но уже с ходатайством не об аресте, а о личном обязательстве. То, что Порошенко не должен быть под стражей, объясняется тем, что он не намерен скрываться от следствия, кроме того он, как народный депутат обязан являться на заседания Верховной Рады.
Управляющий партнер адвокатского объединения «Могильницкий и партнеры» Максим Могильницкий иронизирует: Порошенко в суде защищают не столько его адвокаты, сколько прокуроры. «Ни Порошенко, ни его адвокаты не просили в заседании о более мягкой мере пресечения. А вот прокуроры внезапно изменили ходатайство на самую необременительную меру для подозреваемого — личное обязательство», — написал он в Facebook.
Отметим, что прокуратура просит суд возложить на экс-президента ряд обязательств являться к следователю, прокурору и в суд, не покидать Киев. Но Петр Порошенко завил своим сторонникам: «Они сказали, что им достаточно личного обязательства. Нет. Порошенко взяток не брал, не берет и брать не будет. Тем более, они это делают, чтобы изъять паспорт и не дать возможности Порошенко мобилизовать мир в поддержку Украины».
В тот день посольство США предостерегло украинскую власть от политических преследований. «Система правосудия не должна использоваться для сведения политических счетов», — говорится в заявлении посольства в Facebook.