Андрей Кислов
19:00 21/12/2021

Дело Порошенко: почему экс-президенту шьют измену

Бывшего президента Петра Порошенко решили дискредитировать в глазах электората делом о госизмене, по которому он проходит вместе с политическим оппонентом Виктором Медведчуком — считают эксперты. Они не исключают, что такая попытка «добьет» рейтинг действующей власти.

«Действуя по предварительному сговору с группой лиц»

Экс-президента Петра Порошенко уведомили о подозрении в государственной измене, сообщила пресс-служба Государственного бюро расследований (ГБР).

«Пятый Президент Украины подозревается в том, что он, действуя по предварительному сговору с группой лиц, в частности, из числа представителей высшего руководства РФ, способствовал деятельности террористических организаций «ЛНР» и «ДНР», – говорится в сообщении. Уточняется, что дело касается организации преступной схемы поставок угля с временно оккупированных территорий на общую сумму около 1,5 млрд грн.

В подозрении речь идет о закупках угля на Донбассе в 2014-2015 годах. Как рассказали адвокаты экс-президента, документ о подозрении в совершении преступления сотрудники прокуратуры засунули в щель почтового ящика на калитке дома Петра Порошенко.  Там же была повестка на допрос, который назначен на 23 декабря. Сам экс-президент сейчас в Варшаве.

Петр Порошенко записал видеообращение, в котором заявил, что намерен вернуться в Украину в первой половине января. «Мне передают приветствия из Офиса Президента о том, что они с пониманием отнесутся к тому, если бы я остался в Европе», — заявил он. Экс-президент отметил, что вернется в Украину по собственному графику. «Мы поговорим, как только я вернусь, о государственной измене и о содействии терроризму», — подчеркнул он.

Партия Петра Порошенко «Европейская солидарность» выступила с заявлением, что «не Порошенко, а Зеленский завозит уголь из ОРДЛО под видом российского на миллиарды и миллиарды долларов».

Отметим, что Порошенко инкриминируют то, что он, пользуясь своим положением сорвал поставки угля из Южно-Африканской Республики (ЮАР), и организовал подписание от имени Украины контрактов по поставкам угля с неподконтрольной территории.

Дело завели по статьям «финансирование терроризма», «создание террористической организации» и «госизмена». Как известно, за государственную измену предусмотрено наказание в виде 12-15 лет лишения свободы с возможной конфискацией имущества. Порошенко владеет банком, страховой компанией и прочим (всего 28 компаний). Однако, свою крупнейшую компанию «Рошен» он передал в управление сыну Алексею еще в 2019 году. Тогда же переписал на сына долю в агропромышленной компании «Укрпроминвест» (в ту пору против Петра Порошенко было открыто полтора десятка дел).

Тем не менее, весной 2021 «Форбс» оценивал состояние Порошенко в 1,6 млрд. долл. А в ноябре экс-президент передал свои телеканалы «Прямой» и «5 канал» медиахолдингу, созданному из журналистов и депутатов. Он пояснил, что сделал это, чтобы не подпадать под действие закона об олигархах. Согласно тому закону, владение СМИ является одним из критериев по которому можно попасть в список олигархов, который составляет Совет нацбезопасности и обороны (СНБО).

К тому времени, по делу, по которому теперь проходит Порошенко, уже арестовали бизнесмена Сергея Кузяру, 8 октября о подозрении по этому делу сообщили народному депутату Виктору Медведчуку. А 12 ноября сообщили о подозрении экс-министру энергетики Владимиру Демчишину.

Теперь адвокат Порошенко Илья Новиков заявляет: «Когда опубликовали подозрение бывшему министру энергетики Демчишину, было вполне ясно, и мы, адвокаты, говорили об этом в медиа, что во всех местах, где у них сказано «неустановленное лицо из руководства Украины» они планируют вписать Порошенко».

«Если будут досрочные выборы, Порошенко станет президентом»

Адвокат Илья Новиков заявил, что уголь из ЮАР, срыв контактов по поставке которого приписывают Порошенко, был плохого качества и стоил гораздо дороже. Он напомнил, что следствие начиналось с так называемых «пленок Медведчука». В мае 2021 года журналисты Bihus.Info опубликовали «пленки Медведчука» – более 30 часов телефонных разговоров 2014-2017 годов. Еще с февраля против лидера партии «Оппозиционная платформа-За жизнь» (ОПЗЖ) Виктора Медведчука ввел санкции СНБО, связанные с ним телеканалы закрыли. Затем последовали дела за госизмену.

Илья Новиков отмечает, что следствие начинали с большим энтузиазмом, отталкиваясь от «пленки Медведчука» . «На тот момент у них явно была идея, что раз Медведчук говорит по телефону, что кто-то куда-то вез деньги, то наверное эти деньги они украли вдвоем с Порошенко и поделили. Очень быстро, еще этим летом, выяснилось, что речь шла о легальной и единственно на тот момент возможной схеме поставки угля с госшахт с оккупированных территорий. Что украсть там было физически нечего и никак, поскольку уголь поставлялся по минимальной цене и шел прямо на станции», — говорит адвокат Петра Порошенко.

Стоит напомнить, что экс-президент дистанцировался от записей. В партии «Европейская солидарность» Петра Порошенко их назвали «фейками, которые не имеют ничего общего с реальностью». Виктор Медведчук также не подтверждал подлинность. Тем не менее, в интервью Би-Би Си он напомнил, что Порошенко в 1998-2000 году был членом партии и фракции Социал-демократической партии Украины (объединенной), которую возглавлял Медведчук.

От контактов с Порошенко он не открещивался, но подчеркнул, что ни у него самого, ни у членов его семьи никогда не было никаких бизнес-отношений в интересах Порошенко или представителей его окружения. На вопрос Би-би-си: «Как вы думаете, Порошенко может стать еще раз президентом Украины?». Медведчук ответил: «Конечно».

«Би-би-си: — Серьезно? Медведчук: — А вы что, запишете, что это шутка? Я считаю, что, если будут досрочные президентские выборы в ближайшие полгода-год, Порошенко станет президентом», — такой диалог состоялся в марте.

Порошенко в соцопросах следует тотчас за Президентом Владимиром Зеленским. По данным КМИС за действующего главу государства готовы отдать голоса 17,0% среди всех опрошенных и 27,6% из тех, кто пойдет голосовать и определился с выбором. На втором месте идет Петр Порошенко с результатом соответственно 9,9% и 16,0%.

По результатам исследования, проведенного центром «Социс», Петр Порошенко и Владимир Зеленский проходят во второй тур президентских выборов – за Зеленского готовы проголосовать 16,7% респондентов, за Порошенко – 12,3%. Результаты опросов были обнародованы 20 декабря.

Так совпало, что в тот же день ГБР объявило Порошенко подозрение в государственной измене.

«Время выбрано беспроигрышно; но проигрышен сам путь»

Адвокат Илья Новиков считает, что следователи знали: экс-президент собирается улетать за границу, и подгадывали свои планы под это. «Парламентские каникулы, конец декабря — начало января — единственное время в году, когда он может куда-то поехать с семьей. И про программу международных встреч узнать тоже было довольно просто», — отмечает он.

По словам адвоката, медиа, близкие к администрации Зеленского, стали раскручивать тему «Порошенко испугался допроса и уехал за границу, теперь он будет скрываться там от следствия». Политолог Янина Соколовская отмечает, что время выбрано так, что Запад ушел на Рождественские каникулы и можно не рассчитывать на его моментальное жесткое реагирование. По ее мнению, для объявления подозрения Петру Порошенко, «время выбрано беспроигрышно; но проигрышен сам путь».

Эксперт Вячеслав Чечило иронизирует, что Порошенко уведомили о подозрении по столь серьезным статьям, что «теперь как в кино – или в ЗАГС или к прокурору». «Если Порошенко не посадят, то весь этот цирк окончательно добьет рейтинг Зеленского. А его, конечно же, не посадят», — пишет он в соцсети.

Политолог Владимир Фесенко отмечает: «Некоторые источники утверждают, что Порошенко ждет арест. Очень сомневаюсь». Цель, видимо в том, чтобы дискредитировать Порошенко делом о государственной измене, в котором он будет фигурировать совместно с Медведчуком. «В данном случае процесс важнее результата. И кульминацию этого процесса с политтехнологической точки зрения лучше планировать поближе к президентским выборам. А вот удастся ли это сделать, вопрос открыт», — рассудил политолог.

Читайте также по теме