Андрей Кислов
19:00 07/01/2021

Дело Шеремета: Куда ведет «белорусский след»

Публикацию материалов о причастности белорусских спецслужб к убийству журналиста поясняют «солидарностью» с протестами против Лукашенко. По экспертному мнению, причастность недостоверна. Но версия пришлась под лад в Украине.

«Чего ждал сотрудник спецслужб столько лет»

В деле об убийстве журналиста Павла Шеремета, совершенном в 2016 году, появилась новая версия. Издание «Украинская правда» 4 января сообщило о полученной аудиозаписи разговоров главы Комитета госбезопасности Беларуси в 2008-2012 годах Вадима Зайцева. Якобы это инструктаж сотрудников элитного контртеррористического подразделения белорусского КГБ, записанный скрытым устройством 11 апреля 2012 года.

«Вот по Шеремету нужно сработать, который за*бал бл*дь. Сделаем закладку какую-то и так далее, чтоб эту крысу бл*дь совсем бл*дь ни рук, ни ног не соберут. Всё чтобы было как натуральным образом, но это не так воздействует на сознание людей…Президент ждет этих операций», — цитирует «Украинская правда», поясняя, что президент- это Александр Лукашенко (орфография цитаты сохранена. — Авт.).

Бывший сотрудник спецназа КГБ Беларуси Игорь Макар, который распространил аудиозапись, сообщил, что готов прилететь в Киев для дачи показаний. По его словам, готов свидетельствовать еще один бывший сотрудник КГБ. Этот анонимный экс-сотрудник, сделавший запись, находится в Евросоюзе.

Политолог Константин Бондаренко не верит в причастность белорусских спецслужб к убийству Шеремета.

«Во-первых, почему записи обнародовали только сейчас, а не в 2016-м или в 2012-м? Чего ждал сотрудник спецслужб столько лет? Торговался? Или накапливал в себе оппозиционный потенциал? Во-вторых, чего ждали подчиненные Зайцева целых четыре года?», — иронизировал он в Facebook.

Политолог отметил, что со времени записи сменилось три руководителя белорусского КГБ, а Павел Шеремет в то время «не отличался особой оппозиционностью относительно Лукашенко».

Стоит отметить, что Игорь Макар уже публиковал компрометирующие пленки в 2007 году. Тогда он передал радиостанции «Немецкая волна» тайно сделанные им записи бесед, из которых следовало, что в 2006 году власти Белоруссии использовали противозаконные методы против кандидата в президенты от оппозиции Александра Козулина.

В команде этого кандидата на выборах работал Игорь Макар. После тех выборов он эмигрировал и с тех пор сотрудничает с ассоциацией ByPol, которая помогает сотрудникам правоохранительных органов, отказавшимся подчиняться преступным приказам. В ноябре Макар дал интервью «Радио Свобода», в котором рассказывал о методах спецназа при разгоне демонстраций. Поводом к интервью послужили акции протеста, продолжающиеся после выборов президента Беларуси в августе 2020 года.

Теперь Игорь Макар обнародовал пленку, которую, как он утверждает, получил еще в 2012 году. Дескать, он решил это сделать из солидарности с протестующими. Однако еще в 2012 году Макар передавал запись некоему американскому дипломату в ЕС. Об этом упоминается в статье EUobserver.

После публикации «Украинской правды» 4 января министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что в МВД располагают большим объемом материалов, чем тот, который был обнародован в СМИ.

«В декабре месяце мы получили несколько больше материалов, чем были опубликованы вчера в прессе», — заявил он.

Министр сообщил, что сделал ряд международно-правовых поручений.

«Будет договорено о некоторых следственных действиях уже сейчас, в январе-месяце, на территории Европы», — заявил Арсен Аваков.

Напомним, что журналист Павел Шеремет был уроженцем Беларуси и гражданином РФ. Он работал на телевидении в Беларуси и России, с 1998 года работал в Москве: на ОРТ, на «Первом канале», в журнале «Огонек». Последние пять лет своей жизни провел в Киеве, работал в «Украинской правде» и на «Радио Вести».

Утром 20 июля 2016 года он ехал на работу на «Радио Вести» в машине, которая принадлежала его гражданской жене Алене Притуле – владелице «Украинской правды». Машина была взорвана на пересечении улиц Ивана Франко и Богдана Хмельницкого в центре Киева.

«Подтверждает основную версию следствия»

В декабре 2019 года подозреваемые в убийстве Павла Шеремета были объявлены на брифинге, в котором участвовали Президент Владимир Зеленский, генпрокурор Руслан Рябошапка, министр МВД Арсен Аваков. На этом брифинге заместитель главы Национальной полиции, начальник криминальной полиции Евгений Коваль заявил, что основным мотивом убийства Шеремета была попытка дестабилизировать социально-политическую ситуацию в стране.

Названы были: Андрей «Риффмастер» Антоненко — киевский музыкант, участник боевых действий, сержант Сил спецопераций. Юлия «Лиса» Кузьменко — детский хирург, заведующая отделением в больнице Охматдет, волонтер. Яна Дугарь, участница боевых действий, медсестра.

Проходили по делу Владислав «Буча» Грищенко — участник боевых действий шесть раз судимый за мошенничество, вымогательство и грабежи. Его жена Инна «Пума» Грищенко, участница боевых действий. Супруги на тот момент пребывали в СИЗО по подозрению в покушении на убийство бизнесмена из Ивано-Франковской области.

Упоминался также Иван «Пистолет» Вакуленко — участник боевых действий. Сообщалось, что он был вызван на допрос по делу Шеремета, но на следующий день после получения повестки покончил с собой.

По версии следствия, за несколько дней до убийства Дугарь проводила разведку на месте преступления. Юлия Кузьменко подложила взрывное устройство. Сопровождал ее Андрей Антоненко. А взрывчатка была идентичной той, которую использовали в Ивано-Франковской области при покушении, за которое были задержаны супруги Грищенко.

Была обнародована прослушка телефонных разговоров. После того как знакомого Грищенко Вакуленко (по версии следствия, он привозил супругов из Киева в Ивано-Франковскую область) вызвали на допрос по делу Шеремета, супруги обсуждали это между собой. После того как Вакуленко застрелился, Инна Грищенко сказала по телефону своему мужу, что Вакуленко совершил самоубийство, потому что «не вывез Шеремета».

С тех пор выяснилось, что супруги Грищенко никогда не были подозреваемыми по делу об убийстве Павла Шеремета и даже не допрашивались по этому поводу. Об этом в августе сообщил в Facebook Леонид Маслов — руководитель юридической фирмы, привлеченной к защите Андрея Антоненко — «Риффмастера».

В сентябре Шевченковский суд приступил к рассмотрению дела по существу с участием присяжных. Антоненко Кузьменко и Дугарь в декабре продлили меру пресечения до 7 февраля. Антоненко по-прежнему будет под стражей, Кузьменко – под домашним арестом, Дугарь – на свободе под залогом.

Представитель МВД Артем Шевченко заявил, что обнародованные 4 января аудиозаписи не повлияют на рассмотрении дела. А поможет установить личности заказчиков и организаторов убийства. Полученная информация, по его словам, «подтверждает основную версию следствия, что обвиняемые действовали не самостоятельно, а выполняли определенный преступный замысел неустановленных лиц».

 

 

Читайте также по теме