Демпинг в турфирмах: цены на туры ниже, украинских туристов — больше

Несмотря на кризисные явления в стране, часть украинцев старается вырваться отдохнуть хотя-бы раз в год. В 2013 году, по предварительным подсчетам, на отдых выехало около 1,5-1,8 миллионов украинских организованных туристов, 70 % из которых отдыхало в летний период. Какие страны в фаворе у наших граждан, а также связано ли увеличение туристического потока с демпингом на рынке отечественных туроператоров, Голос UA выяснил у основных представителей туристического бизнеса в Украине.
В 2013 году на 10% украинцев больше выехали за рубеж на отдых
"По нашим оценкам в 2012 году за рубеж выехало порядка 1,5 млн организованных туристов из Украины. Мы прогнозируем, что к концу 2013 года этот показатель будет выше минимум на 10%. Начиная с 2010 года, количество туристов постепенно увеличивается", — обрисовал ситуацию на рынке украинского туризма президент Ассоциации лидеров турбизнеса Украины Александр Новиковский. Эти же цифры подтверждают и гендиректор одного из ведущих туроператоров Украины Владимир Щупак и директор сети турагентств Олег Кулик, по словам которого 70% туристического потока приходится на летний сезон с апреля по сентябрь, а 30 % — на зимний с октября по март.
"Это те туры, которые продаются через операторов", — отметил, в частности, он.
В основном, по словам экспертов, речь идет о семейном отдыхе, но вот О.Кулик утверждает, что сейчас ездят отдыхать "все подряд из числа тех, у кого есть загранпаспорт, деньги на отдых и желание путешествовать".
Возможно, увеличение спроса на туристические туры в Украине связано с предложением, ведь многие операторы снизили цены. Несмотря на то, что поток туристов увеличился, компании все равно рассчитывают на большее.
"Действительно в этом году есть тенденция, как в летний, так и в зимний период, снижения стоимости нескольких массовых направлений. В первую очередь, это связано с объемом перевозки, потому что операторы по некоторым странам увеличили его в 1,5-2 раза. Это при том, что спрос по сравнению с прошлым годом вырос максимум на 5-10 %, и как следствие в самолетах не заполнялись места. Операторам приходилось длительный период времени продавать турпакеты ниже себестоимости, чтобы вернуть себе хотя бы часть вложенных средств", — прокомментировал директор сети турагентств.
Он подчеркнул, что средняя стоимость тура в Украине упала на 10 %.
Александр Новиковский также свидетельствует о том, что цены немного упали, но в среднем, по его словам, остались на уровне прошлого года.
"В среднем украинский турист готов потратить на покупку тура порядка 7,5 тысяч гривен", — сказал он.
Желания клиентов совпадают с предложениями туроператоров. Как отметил Владимир Щупак, обычно в зимний период тур обходится в 8 тысяч гривен, а летом — дешевле.
При этом он добавил, что цены снижаются за счет того, что туроператоры инвестируют свои деньги и кредитные в развитие направлений. От этого выигрывает клиент, но весь вопрос в том, надолго ли хватит в таком режиме туроператоров.
"Отели не дешевеют практически, иногда дорожают. По Европе — на 2 % в год, поэтому снижение цен на туры происходит за счет усилий туроператоров. У нас странный рынок туристических услуг, несформировавшийся, пока еще он недоразвился", — прокомментировал эксперт, заявивший об удешевлении туров на массовые направления на 3-7 %.
Между туристическими операторами ведутся демпинговые войны
Вследствие переизбытка предложений на рынке между туристическими операторами возникла очень высокая конкуренция
"Есть и переизбыток предложений, и высокая конкуренция. В краткосрочной перспективе это хорошо, потому что приводит к уменьшения стоимости отдыха для конечного потребителя, но плохо в долгосрочной , так как может привести к банкротству одного или даже нескольких туроператоров", — проанализировал О.Кулик.
По мнению А.Новиковского, в частности, обострилась конкуренция на таких направлениях, как Греция, Испания, ОАЭ.
Многие эксперты заметили демпинг на этих направлениях — большинство туроператоров, которые предлагали туры в эти страны, оказались в убытке. К примеру, в Грецию было заказано слишком много чартеров — до 20 в неделю, а регулярно курсировать по маршруту с Украиной начали и греческие авиакомпании. Был ощутим демпинг и во время продажи туров в Хорватию, что связано с ужесточением визового режима вследствие вступления этой страны в ЕС.
Олег Кулик спрогнозировал, что демпинг сохранится в отношении ОАЭ, Шри-Ланки, Таиланда и Доминиканы и в следующем сезоне.
Напомним, сейчас на украинском рынке порядка 2,5 тысяч туристических операторов.
Среди украинских туристов растет спрос на Грецию и Испанию
В 2013 году у украинцев, прежде всего, вырос спрос на поездки в Испанию. По оценкам гендиректора одного из ведущих туроператоров Украины — на 30-50 %.
"Спрос на Грецию и Испанию растет благодаря лояльной визовой политике по отношению к украинцам, которую проводят эти государства", — объяснил президент Ассоциации лидеров турбизнеса Украины.
В числе фаворитов  среди украинцев — многие страны. Шкала предпочтений корректируется в зависимости от сезона. Что касается лета, то обычно это — Турция, Болгария,Черногория, Хорватия,Греция, Испания, круизы по Средиземноморью. Осенью и весной наши граждане предпочитают экскурсионные туры по Европе, Египет, Турцию, ОАЭ, Таиланд, Израиль. Ну, а зимой, ездят в Польшу, Австрию, Финляндию, ОАЭ, Таиланд, на Шри-Ланку, Гоа (Индия), Южную Америку, круизы по Карибским островам. Из года в год растет спрос и на индивидуальные туры, экзотические острова.
И все же этим летом наблюдалось уменьшение в структуре продаж таких стран, как Турция и Египет вследствие обострения политической обстановки.
"Египет в связи с революцией упал, а вот Болгария подросла до 20 %, Греция — до 30%", — поделился сведениями В.Щупак.
Напомним, по данным Всемирной туристической организации, самые популярные в мире у туристов страны — США, Франция, Испания, Италия, Китай, Германия, Великобритания, Австралия, Турция и Австрия. Это страны, которые больше всего зарабатывают на туризме. Также, по словам О.Кулика, в летний период лидерами являются Турция, Греция, Болгария, Черногория, Испания, Египет, Тунис, Кипр, а в зимний — Египет, ОАЭ, Шри Ланка, Иаиланд, Индия, Доминикана.
"Многие страны выросли по количеству отправленных туристов", — констатировал он.
Президент Ассоциации лидеров турбизнеса подчеркнул, что в 2014 году ожидается увеличение количества путешествий внутри страны, в частности, благодаря развитию событийного туризма. При этом, по его мнению, сохранится «и тенденция последних двух лет – рост спроса на Испанию, Грецию, Израиль, Грузию, Финляндию, Гоа, Шри-Ланку».
«Расширяется география путешествий туристов – уже нет места на планете, где не ступала бы нога туриста. Однако, все это – индивидуальные туристы, количество которых с каждым годом увеличивается. Каждый третий в мире и каждый десятый в Украине турист путешествует за рубеж самостоятельно. Современный турист все чаще разрабатывает свой маршрут, решая куда лететь, на сколько, услугами каких авиалиний и отелей пользоваться, что посмотреть», — сказал А.Новиковский.
Он также добавил, что в 2014 году увеличится количество продаж туров по программам раннего бронирования.
«Туристы склонны меньше покупать туры в последний момент и привыкают к заблаговременному бронированию, которое дает возможность сэкономить до 40 % стоимости тура», — резюмировал эксперт. 

Читайте также по теме