Сегодня православные отмечают день апостола Андрея Первозванного. А наши предки в этот день устраивали народные гуляния, который считали своеобразным началом зимних праздников. С особыми надеждами этого дня ждала молодежь – ведь начинались веселые вечеринки, на которых парни и девушки выбирали свою будущую судьбу и готовились к взрослой жизни…
Среди вереницы зимних праздников в украинском народном календаре день Андрея считался едва ли не самым почитаемым и любимым. Особое отношение к этому святому у наших предков было не случайным, — объясняют знатоки народного фольклора и этнографии, — ведь проповедуя христианство, он побывал и в наших местах. По легенде, святой Андрей Первозванный во время своего последнего миссионерского путешествия землями Скифии, добрался до Днепровских холмов и на одном из них установил крест, пророча великую судьбу будущему городу.
Гораздо позже, когда христианство распространилось на славянских землях, оно вобрало в себя языческую обрядность и магические ритуалы, имевшие преимущественно любовно-магическое или же аграрно-магическое направления. Церковь привязала их к празднику Андрея, который стал логическим продолжением народных гуляний, где юноши и девушки искали себе пару для будущей семейной жизни. Именно так объясняет идею этого праздника Инна Куклина — старший научный сотрудник отдела народного искусства и фольклора Национального музея народной архитектуры и быта Украины. Не трудно догадаться, почему этот день называли мужским праздником (ведь был еще и девичий день — на Екатерину, 7 декабря), — в основе этого имени лежит греческое слово "андрос" — "мужчина".
Со временем вечерницы на Андрея, как и другие старинные праздники, все больше теряли свою магическую функцию и превращались в своеобразную забаву и повод собраться молодежи. Гулянья были традиционными для начала декабря, поскольку к этому времени заканчивались практически все сельскохозяйственные работы, и появлялось время для развлечений и общения. В разных регионах Украины назывались они по-разному: вечерницы, посиделки, молодежные складки, но все они имели примерно схожий сценарий. /> Несмотря на то, что Андреевские вечерницы приходились на время Филипповского поста, церковь разрешала не только веселиться молодежи, но и гадать на будущую судьбу. "Человек подсознательно на генетическом уровне знал, что его главная миссия — дать новую жизнь. Ведь почти все древние украинские праздники направлены на то, чтобы найти пару и продолжить род, — говорит Инна Куклина, — И, заметьте, что в украинском народном календаре на это время приходится очень много народных праздников".
Обычно молодежные гуляния делились на две части: первая — девичья, вторая — юношеская. Проходили они в хате, которую молодежная община в складчину снимала у одинокой женщины, скорее вдовы. Девушки убирали дом, белили горницу и обязательно готовили угощение, чтобы показать, какие они хорошие хозяйки. Лепили постные вареники или пироги, в которые клали самые неожиданные начинки, чтобы удивить ребят. А те в свою очередь, веселили и забавляли их своими остроумными шутками — это были ухаживания.
Например, девушки носили от колодца воду во рту, чтобы замесить тесто, а ребята пытались их рассмешить. Потом девушки вместе пекли праздничную "Калиту" и балабушки из пресного теста, на которых гадали: угощали ими собаку – у которой пес попробует первым, та будет самой счастливой. Или же накрывали полотном разные вещицы, а затем вытаскивали их: кто получит стружку — надеялись, что будущий муж будет плотником, если железо или гвоздь — кузнецом, стекло — стекольщиком, хлеб — земледельцем, а если попадется уголек – замужество не принесет счастья. Обращались и к самому Андрею с просьбой о счастливой судьбе: ставили веточку вишни, яблони, сирени или черемухи в воду и просили: "Святой Андрей, имею на Тебя надежду: дай, чтобы веточка к Рождеству зацвела, и мою судьбу на порог привела".
В мужском коллективе в это время были свои развлечения — в этот вечер разрешались и прощались все выходки: существовала такая традиция, что на Андрея каждый парень "балуется". И парни старались кто во что горазд, чтобы девушкам насолить посмешнее: могли ворота снять с петель, сани на сарай затащить, стекла в окнах зарисовать, или поставить возле дома пугало с тыквой вместо головы, а в ней свечку зажечь.
После таких уличных развлечений, молодежь сходилась в помещенье, где начинались главные гуляния — игра в "Калиту". Так называли большой пресный медовый корж с дыркой внутри — его украшали ягодками калины, перевязывали алой лентой и подвешивали под потолком, а потом прыгали, пытаясь откусить кусочек. Именно этот элемент, по утверждению фольклористов и этнографов, перешел в Андреевские вечерницы от земледельческих языческих обрядов. В дохристианские времена это действо символизировало обряд посвящения юношей в воины накануне праздника встречи нового солнца, что потом соединился с Днем Андрея. Считалось, что тот, кому удастся откусить от "Калиты" больший кусок — будет счастливым. После этой забавы брали небольшой горшочек с медом, на дно которого клали перстень — парень должен был вытащить его губами, но при этом не выпачкать собственный нос. А если вытащит и нос в мед не мокнет – скоро найдет себе пару и женится.
Во время таких остроумных и веселых забав парни и девушки имели возможность показать свое умение, сообразительность и ловкость, а еще попытаться угадать судьбу и если повезет: найти своего суженого. Но главное, это был едва ли не единственный, интересный и содержательный способ общения молодежи. Вероятно поэтому, Андреевские вечерницы не теряют своей популярности и актуальности и в наше время, а современное молодое поколение все чаще проявляет интерес к этому народному празднику.