День часто меняющейся Конституции

Что отмечает Украина 28 июня, на данный момент совершенно непонятно. С одной стороны – День Конституции, но… непонятно какой.
История отечественного Основного Закона весьма любопытна и трагична. Принималась Конституция под неприкрытым давлением Президента страны и в нарушение всех действующих на то время законов, определяющих порядок работы депутатов да и вообще работников в Украине. Глубокой ночью, после многократных попыток она была наконец-то принята. Очевидно, родовая травма, полученная при таких сложных условиях появления на свет, и определила дальнейшую судьбу Конституции.
С 1994 года Основной Закон Украины менялся несколько раз. Причем каждый раз его изменяли по-новому. Если в 2004 году, Верховная Рада Украины конституционным большинством голосов приняла Закон «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года № 2222-ІV (так называемая политреформа 2004 года), то спустя почти 6 лет, 30 сентября 2010 года Конституционный Суд Украины принял решение о новом ее изменении. Согласно вердикту КСУ, закон № 2222-ІV утратил силу со дня принятия данного решения, то есть с 30 сентября. «Конституционный суд исходит из того, что признание неконституционным закона 2222 в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия означает возобновление действия предыдущей редакции норм Конституции, которые были изменены, дополнены и исключены законом 2222», — говорится в решении суда.
Таким образом Украина получила уникальное ноу-хау, при котором изменения Конституции могут происходить как угодно. Именно об этом случае говорит народная мудрость «закон что дышло – куда повернешь, туда и вышло». Тот факт, что изменения Конституции происходили различными путями, легитимизирует на будущее любые изменения, которые могут быть внесены в нее еще каким-либо путем. К примеру, текст Конституции может быть принят на референдуме, о чем уже много раз заявляли различные украинские политики. Да и подготовка этих изменений (поскольку участие парламента для изменения Конституции, как показало решение КСУ, не требуется) может быть осуществлена кем угодно. Что вряд ли улучшит качество основного закона.
Двойное изменение Конституции открыло путь и к возможным ситуативным манипуляциям с ней. В частности, нет никаких гарантий, что перед президентскими выборами в 2015 году, если власть поймет, что ее кандидат однозначно проигрывает представителю оппозиции или любой другой политической силы, то можно без всяких проблем точно таким же решением КСУ, как это было сделано в 2010 году, отменить предыдущее решение КСУ и вернуть обратно политреформу. В итоге следующий Президент Украины будет иметь такие же незначительные полномочия, как и были у Виктора Ющенка. А вот, чтобы изменить эту ситуацию, потребуется либо конституционное большинство в Парламенте в 300 народных депутатов, либо новый состав КСУ. Для чего опять-таки потребуется уже простое большинство в Парламенте и согласованные действия этого большинства с новым Президентом. Не говоря уже о том, что на референдуме может быть принят текст совершенно новой Конституции, по которой, к примеру, Президент будет избираться в Парламенте.
Высока вероятность того, что в течение ближайших нескольких лет Украина получит новый вариант Конституции. Что и когда будем отмечать в этом случае?  

Читайте также по теме