Две трети доходной части госбюджета-2021 власти планируют сформировать за счет кредитов и займов на внутреннем и внешнем рынках. Эксперты предупреждают, что рост прожиточного минимума съест инфляция, а обещанный рост зарплат обернется лишь налоговой нагрузкой.
«Запуск гибридной эмиссии»
Верховная Рада должна принять проект государственного бюджета в первом чтении до 20 октября. В соответствии с Бюджетным кодексом, проект поступил в парламент 15 сентября. А 18 сентября его презентовал министр финансов Сергей Марченко.
По его словам, проект госбюджета на следующий год – «реальный и сбалансированный». Министр сообщил, что проект бюджета основывается макроэкономическом прогнозе, который правительство приняло в июле. Народные депутаты от разных фракций критиковали документ и направили его в профильный комитет.
Проект государственного бюджета 2021 года базируется на таких прогнозах: рост ВВП ожидается на уровне 4,6%, инфляция — 7,3%; обменный курс— 29,1 гривен к доллару; рост реальной заработной платы — 12,1%; безработица — 9,2%, рост экспорта товаров и услуг — 2,9%; дефицит госбюджета (6% от ВВП); средняя зарплата – 13,6 тыс. грн; минимальная зарплата: с 1 января – 6 тыс. грн, с 1 июля – 6,5 тыс. грн.
Отметим, что в структуре доходов государственного бюджета общий фонд составляет 946,3 млрд. грн. специальный фонд 124 млрд. грн. При этом заимствования планируются в объеме 702 млрд грн. То есть примерно 2/3 доходной части госбюджета-2021 власти планирует сформировать за счет кредитов и займов на внутреннем и внешнем рынках.
При этом, на погашение прежних долгов планируется потратить 439 млрд. грн. Это превосходит любой вид бюджетных расходов. Только на обслуживание долга – на уплату процентов, государство потратит более 160 млрд. грн.
«Это сопоставимо с затратами на медицину и превосходит расходы на образование», — отмечает экономист Алексей Кущ. Он указывает, что погашать долги правительство намеревается новыми заимствованиями, 80% из которых – внутренние займы.
Ведь на МВФ, международные финансовые организации, помощь стран-доноров приходится лишь эквивалент 4 млрд. евро будущих заимствований. «Основная часть заимствований придется на внутренний рынок, где государство исполнит роль гигантского пылесоса, абсорбировав всю ликвидность как уже имеющуюся, так и ту, что будет напечатана. Привлечение столь масштабных заимствований возможно исключительно в условиях запуска гибридной эмиссии, когда НБУ будет рефинансировать банки на срок до пяти лет, а те вложат полученный ресурс в ОВГЗ», — описывает Алексей Кущ.
Экономист Александр Гончаров отмечает, что только за IV квартал текущего 2020г. Украина должна выплатить: 5,58 млрд. долл., из которых 71 млн. долларов – долг Международному валютному фонду; также 2,44 млрд. грн. нерезидентам, которые владеют украинскими ОВГЗ.
«Ну, а чтобы мы, налогоплательщики, не расслаблялись – финансовые власти заранее нас предупреждают, что в следующем 2021г. нам придется побольше раскошелиться и выплатить 15,6 млрд. долл., из которых 11,15 млрд. долларов – основная сумма долга, а 4,44 млрд. долларов – это проценты», — написал он в Facebook.
Экономист считает, что, ожидая рост инфляции и дальнейшее ослабление гривны, нерезиденты будут фиксировать прибыль по ОВГЗ и, выходя в деньги, покидать Украину. «Нам ведь не впервой терпеть трудности и спасать богатых иностранцев», — иронизирует он.
«Неужели власти думают, что рядовым украинцам деньги с неба падают»
Александр Гончаров предупреждает, что обвал гривны и массовый выход нерезидентов из ОВГЗ может негативно отразиться на капитале банков, имеющих на своем балансе большой объем долговых ценных бумаг — государственных и корпоративных облигаций.
«И снова здравствуй новый виток инфляции, т.к. девальвация гривны потянет за собой рост цен. Уровень жизни еще ниже упадет, об этом надо честно и профессионально говорить», — написал он в Facebook.
Ранее экономист отмечал, что Кабмин предложил Верховной Раде установить с 1 января 2021г. прожиточный минимум в размере 2189 грн., а минимальную зарплату – 6 тысяч гривен. «И это при лишь запланированной на следующий 2021 год инфляции на уровне 7,3% и уже анонсированном дальнейшем повышении цен на энергоресурсы и тарифы ЖКХ. Неужели власти думают, что рядовым украинцам деньги с неба падают?», — отмечает Александр Гончаров.
Он не видит перспектив создания новых рабочих мест и роста промышленного производства. «Увы, и зачем это властям? Проще же не останавливать печатный станок и брать-брать все новые и новые дорогие кредиты, а также всеми силами поддерживать пирамиду на рынке ОВГЗ», — заключает экономист.
Алексей Кущ в свою очередь отмечает, что увеличение минимальной зарплаты ожидается исключительно в фискальной плоскости — то есть налоговые отчисления будут взиматься в соответствии с повышенной суммой. «Ожидается лишь наращивание фискальной нагрузки на малый и средний бизнес (в условиях кризиса!). С учетом суммарной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, речь идет о росте прямого налогового давления на МСБ на уровне +12%», — подсчитал экономист.
Но повышение не затронет большинство наемных работников: для увеличения зарплат бюджетников необходимо поднять прожиточный минимум и оклад первого разряда тарифной сетки, лишь тогда у них повысятся доходы. «Но здесь население ждет неприятный сюрприз: прожиточный минимум для трудоспособных лиц планируют увеличить лишь на 9% (по сути на индекс инфляции) — с 2 270 грн до 2 481 грн (и то лишь на конец года, в декабре). Именно от этой суммы и будут начисляться все базовые соцвыплаты, которые практически не изменятся», — подчеркивает Алексей Кущ.
Он считает, что структуру доходов госбюджета 2021 нельзя назвать реалистичной: на факторе роста минимальной зарплаты Минфин ожидает получить на 25% больше подоходного налога. «28 млрд. грн. — именно столько власть хочет отжать у МСБ за счет увеличения указанного показателя. Поступления от внутреннего НДС думают повысить на 68% (!). Та же ситуация и с таможней: рост поступлений на 9,5% (притом что обменный курс изменится незначительно), а если оценивать к ожидаемому факту поступлений в текущем году — то рост составит вообще на 37%», — перечисляет экономист.
Отметим, что вместе с проектом госбюджета Кабмин одобрил законопроект об изменениях в Налоговый кодекс для обеспечения бюджетных поступлений в 2021 году. В частности, изменения в Налоговый кодекс предусматривают: отмену моратория на проведение налоговых проверок и проверок по ЕСВ, который был введен на время карантина; повышение ЕСВ для физлиц-предпринимателей; установление обязательства банков раскрывать банковскую тайну по требованию контролирующих органов; увеличение эконалога, повышение до 12% ренты за пользование недрами; увеличение акциза на спирт; расширение налогообложения налогом на прибыль и пр.
Отметим, что в будущем году должны существенно вырасти расходы на безопасность и оборону. Если в 2019 году эта сумма составляла 218 млрд грн, в 2020 – 245 млрд грн, то на 2021 год запланировано 267 млрд грн. Еще один важный пункт расходов – рост расходов на развитие дорожной инфраструктуры. По сравнению с 2020 годом этот показатель составит на 20,7 млрд грн больше.
При этом расходы на Офис Президента в 2021 году вырастут на 39,4% на Верховную Раду — на 12%, на Кабмин — на 13%.