Андрей Кислов
16:00 25/10/2016

«Деолигархизация» Коломойского: чем рискует Порошенко

Слухи о национализации ПриватБанка небезосновательны, считают эксперты. Они отмечают, что  власти рискуют не справиться с крупнейшим банком, а 36% украинских вкладчиков рискуют потерять деньги. Ведь госгарантию на депозиты власти хотят отменить.

Дыма без огня не бывает?

ПриватБанк отрицает информацию о планах по его национализации,  сообщил первый заместитель главы правления ПриватБанка Олег Гороховский в Facebook. «Каждую осень у нас в стране народная забава: «Национализировать ПриватБанк», – написал он и дополнил: «Эта информация – очередной фейк».

Тем не менее,  возможная национализация ПриватБанка активно обсуждается. СМИ опубликовали информацию о том, что  правительство планирует национализировать ПриватБанк, в котором сконцентрировано 36% вкладов украинцев — 148,4 млрд. грн.  Якобы банк нуждается в докапитализации, выполнить которую не в состоянии. Однако, в сентябре 2016 года Приватбанк перечислил НБУ 1 млрд 045 млн грн в счет погашения средств, которые были получены в качестве рефинансирования в 2014–2015 гг.По размеру активов банк занимает 1-е место (268,9 млрд. гривен) среди 101 действующего банка.

Напомним, еще что 3 сентября в СМИ просочилась информация о переговорах между Игорем Коломойским и Президентом Петром Порошенко о продаже последнему в рассрочку 50% телеканала "1+1" по предварительной цене в 250 млн долл. «Обменным лотом»  в торгах якобы выступала  дальнейшая судьба ПриватБанка, который также контролирует Коломойский, сообщила газета.

«Вот только высказываемые при этом версии разнились кардинально. По одной из них, Игорь Валерьевич якобы уступает половину "плюсов" в обмен на ненационализацию, а по другой, наоборот, – на национализацию ПриватБанка, но на выгодных для себя условиях", – пишет  ЗН.

Игорь Коломойский заявил, что о переговорах с Порошенко «узнал из СМИ».  Однако  издание уточняет: последний раунд переговоров проходил на острове Капри лично между гарантом и олигархом. Нюансами схемы, якобы, занимаются  Александр Грановский и Игорь Кононенко.

Эксперт Андрей Головачев иронизирует:  «Непонятно как могло столь солидное издание как «Зеркало недели» опуститься до столь грязной клеветы на нашего Президента?! Ну сами подумайте, как мог наш гарант заниматься своими бизнес-вопросами, когда Конституция прямо ему это запрещает? А он гарант Конституции. Не мог, конечно!  Грязный поклеп! …Разве мог Президент вести переговоры с Игорем Васильевичем о цене приватизации ПриватБанка, как это утверждает ЗН? Это ведь совершенно невозможное дело для Президента. Ведь это исключительно прерогатива Председателя НБУ, правительства, а, возможно, и НАБУ».

Отметим, что официальных опровержений этой информации не было.  А теперь СМИ принялись обсуждать два варианта развития событий. Первый — тотальное поглощение властями Привата: с передачей 100% акций Минфину. В этом случае, ожидается слияние  Ощадбанка с Приватбанком.

Второй сценарий сводится в передаче Минфину 25% акций Приватбанка.  И в этом случае, по слухам, 30% акций достанется структурам, связанным с Президентом Порошенко. А нынешние владельцы Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов  будут владеть оставшимися 45% акций.

«Нет толковых менеджеров»

В маеминистр финансов Александр Данилюк заявил о существующих в ПриватБанке проблемах. «Национальный банк ставит их в очень жесткие рамки для того, чтобы они решили те системные проблемы, которые находятся в банке», — заявил министр Данилюк. По его словам, финучреждение «не всегда хочет жить по нормам регулятора, однако другого выхода у банка нет».

Юрист Ростислав Кравец предположил, что  в ПриватБанке могут ввести временную администрацию . «Из отчетности Привата видно несоблюдение нормативов и норм законодательства, которые установлены НБУ. Поэтому, введение временной администрации в этот банк возможно в любой момент», — отмечал он. Дескать,  НБУ не решается ввести временную администрацию только потому, что банк занимает значительную долю на рынке депозитов физических лиц и является крупнейшим коммерческим банком в Украине.

«Насколько мне известно, рассматривался вопрос дробления этого банка на более мелкие», — отметил юрист. Он заявил о  возбуждении уголовных дел против должностных лиц банка, которые, якобы,  вывели порядка 19 миллиардов гривен рефинансирования за границу.

Но эксперт Александр Дубинский сомневается, что власти способны справиться с национализацией ПриватБанка. «Могут попробовать, но ничего не получится», — считает он. «Во-первых, потому что некому это сделать. У власти нет толковых финансовых менеджеров, которые могут взять на себя такую работу.  Во-вторых, Приват нельзя национализировать именно потому, что это крупнейший банк страны», — полагает эксперт.

Он отмечает, что каждая вторая транзакция клиентов идет через счета ПриватБанка, им выпущена каждая вторая карта.  «То есть, если завтра 1500 программистов-операционистов  Привата выйдут из своего офиса в Днепре — система просто остановится. Но даже если эти 1500 программистов-операционистов останутся работать, только единицы в банке владеют кодами самописных программных модулей Приват24 и других IT-систем банка. Без них управлять им невозможно», — констатирует эксперт.

А если попробовать…

«Национализировать банк с депозитами населения в размере148 млрд грн – самоубийство», — полагает Александр Дубинский.  Ведь если Минфину достанется 100% акций Приватбанка, то на всех вкладчиков должно распространиться правило о государственной гарантии. То есть в случае закрытия банка, людям должны будут вернуть не только 200 тыс. грн. из Фонда гарантирования вкладов физлиц, а всю сумму вложения — из госбюджета.

Но в меморандуме с МВФ власти сообщили о планах вообще отказаться от полной государственной гарантии. «Мы рассчитываем снять полную гарантию на депозиты Ощадбанка» , — говорится в меморандуме.  А государственные банки Ощадбанк и Укрэксимбанка планируется частично приватизировать. «К середине 2018 года после успешной реализации планов и пересмотра стратегий госбанков мы будем искать надежные международные финансовые институты для продажи не менее 20% акций в двух крупнейших государственных банках», — заявляют Президент, премьер, министр финансов и глава НБУ в меморандуме.  В таком случае, клиенты не смогут рассчитывать на возврат денег из бюджета.

А название ПриватБанка в меморандуме прямо не упоминается. «В случае национализации банка мы привлечем широко известную признанную международную компанию для управления урегулированным банком с целью превращения его в привлекательный коммерческий проект в будущем», — сказано в меморандуме.  Эксперты полагают, что речь идет о крупнейшем —  ПриватБанке.  Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов уверен, что «дыма без огня не бывает», он полагает:  «Идет процесс концентрации активов в руках окружения Президента».   Политолог Андрей Золотарев отмечает: «Порошенко много говорил о деолигархизации. На самом деле, это продолжение олигархической клановой реструктуризации».

Примечательно, что  Национальный банк напоминает о подписании с ПриватБанком программы докапитализации. «Что касается ПриватБанка. У первой двадцатки банков сейчас заканчивается второй этап докапитализации», —  сообщила и.о. замглавы НБУ Екатерина Рожкова. Она подчеркнула, что НБУ сейчас проводит процесс верификации того, как крупнейшие  банки выполнили второй этап докапитализации.

Читайте также по теме