Рината Ахметова эксперты называют «бизнес-партнером» Петра Порошенко, отмечая, процесс «олигархической реструктуризации». Дескать, Президенту Петру Порошенко удалось снизить влияние олигархов на политические процессы и самому возглавить их.
Плата за…
Компания Ornex, принадлежащая корпорации СКМ Рината Ахметова, купила на аукционе государственные пакеты акций в 25% компаний «Киевэнерго» и ДТЭК «Западэнерго».
Об этом сообщили в СКМ. За 25% акций ДТЭК «Западэнерго» заплатили 417,1 млн грн, что на 69,5 млн выше начальной цены. В этом конкурсе участвовали две компании.
А за 25% «Киевэнерго» компания Ахметова заплатила 759,6 млн грн. В этом аукционе участвовала только одна компания, и пакет продали по стартовой цене.
По данным государственного реестра собственности структуры Рината Ахметова уже владели более 70% акций этих компаний. Теперь они перешли в полную собственность олигарха. Ранее, таким же образом он полностью завладел Донецкоблэнерго, выкупив 25% ее акций у государства за 143,8 млн грн.
А 31 августа на продажу выставят государственные акции ДТЭК «Днепроэнерго», ДТЭК «Днепрооблэнерго», большую часть которых уже контролирует Ринат Ахметов.
Директор украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник не сомневается, что расширение влияния Рината Ахметова продолжится. Он полагает, что возможной причиной этого стала компенсация со стороны власти тех убытков, которые бизнесмен понес в результате потери контроля над предприятиями, в связи с блокадой Донбасса.
Кроме того, эксперт не исключил, что это – «своего рода оплата за результативные голосования за нужные власти законопроекты». Дескать, взамен власть получит голосование фракции «Оппозиционный блок».
Он делает вывод, что покупка — результат политических договоренностей между Ахметовым и Президентом Петром Порошенко.
Напомним, что летом 2015 года Президент Петр Порошенко объяснил иностранной аудитории значение украинского слова «деолигархизация». Тогда он утверждал, что украинская власть хочет восстановить государственные активы, над которыми государство теряло контроль на протяжении 23 лет. «Это касается всех секторов экономики, а, следовательно, всех олигархов, всех их непрозрачных схем», — заявил Президент в интервью иностранным СМИ, в частности французскому изданию Le Monde.
Он утверждал, что делигархизация — «это не соглашение с олигархами, это борьба». А власть, дескать, намерена «начать наступление одновременно на все монополии в электроэнергетике, угольной отрасли, газовой сфере и т.д.»
Примечательно, что в 2015 году по данным Forbes состояние Рината Ахметова уменьшилось в три раза — с 6,7 до 2,3 млрд долларов.
А после объявленной властями кампании «деолигархизации», американский Forbes подсчитал: состояние Ахметова выросло с 2,3 млрд до 4,6 млрд долларов. Если ранее в мировом списке миллиардеров по версии Forbes Ринат Ахметов занимал 771 место, то теперь он поднялся на 359 позицию.
Кто главный
Когда Петр Порошенко в 2015 году объяснял иностранцам смысл «деолигархизации», он указывал, что этот процесс начался путем голосования в парламенте закона об «Укрнафте» — компания, которая принадлежит государству, однако фактически компания, в т. ч. ее финансовые потоки, контролируется миноритарными акционерами из группы «Приват» Игоря Коломойского.
Противостояние с Коломойским сопровождалось приватизацией ПриатБанка ранее принадлежавшего бизнесмену. Бывший IT- директор и сын экс-главы правления ПриватБанка Дмитрий Дубилет утверждает, что банк национализировали из-за ссоры Коломойского с Президентом и главой НБУ.
«Банк решили забрать не потому, что это было в интересах страны, а потому, что одиозный акционер поссорился с Порошенко и Гонтаревой. НБУ практически довел банк до банкротства, спровоцировав панику среди вкладчиков», — написал он в Facebook.
Руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев напоминает, что по информации СМИ Игорь Коломойский уехал в Женеву. Другой крупный олигарх – Дмитрий Фирташ находится под судом в Вене.
«Где оказался Фирташ? Как потом повернулась судьба Коломойского? Порошенко пошел по принципу олигархической реструктуризации. Его игра стоит в том, что он выщелкивает одного олигарха за другим. Некоторые же демонстративно ушли от политики как Пинчук. А Ахметова он сделал младшим партнером», — сказал Андрей Золотарев.
Он считает, что Президенту Петру Порошенко удалось снизить влияние олигархов на политические процессы и самому возглавить их. «В целом, Порошенко удалось стать главным олигархом», — резюмировал политолог.
Ранее политолог Виктор Небоженко отмечал: «А на что можно было рассчитывать, избрав Президентом олигарха? По классической теории, власть для буржуа является ночным сторожем его капитала. Проголосовав за Порошенко, украинцы наивно надеялись, что он направит свой капитал в их пользу. Но вышло так, как и должно было получиться — олигарх поставил Украину на обслуживание бизнеса. Ведь он видит государство как корпорацию».
Эксперты отмечают, что бизнес, отданный Президентом а «слепой траст» растет. И если летом 2014-го у корпорации «Рошен» было 18 собственных торговых точек, то летом 2017-го стало — 47.
В собственности главы государства остаются предприятия: «Кузница на Рыбальском» (бывшая «Ленинская кузница»), корпорация «Агропродинвест», Международный инвестиционный банк, страховая компания «Краина», телевизионный «5 канал» и другие.
Беглый нардеп Александр Онищенко утверждал в СМИ, что за время президентства активы Петра Порошенко увеличились в 3-4 раза. «Нет ни одной сферы, где нет его участия – ни газовая, ни нефтяная, ни государственные предприятия. У него задача захватить все финансовые потоки под себя», — утверждал он.
Рината Ахметова нардеп называл «бизнес-партнером» Петра Порошенко. «Ахметов полностью спелся с Порошенко», — отмечал он в СМИ. Якобы имеющийся компромат на главу государства он так и не опубликовал.
А в экспертной среде отмечают, что сложившаяся ситуация не сулит изменений в результате выборов. Так, исполнительный директор АП POLITCONSULTANT.org Николай Волгов отмечает, что украинские олигархи сейчас практически не инвестируют в политические проекты. «Деньги сейчас никто не инвестирует, кампанию, соответственно никто не ведет», — отметил эксперт.