В телевизионно-радийной среде назревают большие перемены. На фоне этих перемен меняется состав Нацсовета по телевидению и радиовещанию. На прошлой неделе Комитет Верховной Рады по свободе слова рассматривал претендентов на четыре вакансии. В результате «НУ-НСовец» Стець с помощью БЮТовцев решил свести счеты с кандидатом от коммунистов, а депутаты от коалиции обвинили коллег в нарушении процедуры. Но соль в другом: за 5 оранжевых лет вчерашние полевые командиры превратились в кастрированных диванных котов. Жить в оппозиции они отвыкли. Власти больше нет. Что делать?!
Так сложилось, что парламентский Комитет по свободе слова и информации имеет бело-оранжевое большинство: из 11 членов комитета пятеро представляют БЮТ (Абдуллин, Баграев, Кондратюк, Уколов и Шевченко), один – «НУ-НС» (Стець), четверо регионалов (Бондаренко, Ландик, Муц и Федун) и коммунист Голуб. Таким образом, депутаты от коалиции при любом раскладе оказываются в меньшинстве. Что дает оппозиции шанс потешиться властью хотя бы в отдельно взятом комитете.
Правда, такой кайф, как возможность реально (или на худой конец призрачно) повлиять на какое-то решение, бывает очень редко. А возможность хоть часок поиграться чужими судьбами – и то раз в жизни. Поэтому большинство функционеров от свободы слова ухватилось за возможность «поотсеивать» кандидатов на вакантные должности в Нацраде, как за манну небесную.
Рассматривали 26 кандидатов. К «баллотированию» допустили 17. Не допустили 8 человек. Все это действо напоминало заседание тендерного комитета по закупке марли в Госрезерв. Для начала часть квалификационной комиссии в составе 5 человек, которые представляют фракции БЮТ и НУНС, составили так называемый «список смертников», т.е. при закрытых дверях отклонили кандидатуры 7 претендентов, неугодных про-БЮТовскому большинству, мотивируя это причинами следующего характера: не вовремя поданными документами, неточностями в биографии и личном листе и т.д.
У депутатов не нашлось времени и желания связаться с претендентами, чтобы запросить необходимую уточняющую информацию. Или просто сказать, что какие-то документы не так оформлены, а здесь следует изложить информацию иначе. И не важно, что нынещние функционеры от свободы слова в своем большинстве бывшие журналисты. Возгордились, малехо. Да и не царское это дело исправлять ошибки в биографиях претендентов.
В общем, после работы по заочному отсеканию неугодных, поимитировали «прозрачность» процесса и очно отказали еще двум кандидатам. К этому моменту в Комитете уже назрел внутренний раскол. Регионал Владимир Ландик заявил, что Комитет превысил свои полномочия по отсеву кандидатов и потребовал провести повторное рассмотрение кандидатур на следующий день. «Комитет не может кого-то допускать или не допускать, это право Верховной Рады», — возмущался Ландик. Его поддержали Елена Бондаренко и Александр Голуб. />
Тем временем бывший продюсер Юрий Стець (фракция «НУ-НС») устроил сам себе бенефис. Он заявил, что у претендента от коммунистов Оксаны Елмановой поддельный диплом университета им. Шевченко, потому, что на нем не трезубец, а герб. И что у него есть справка, будто такие дипломы не выдавались. Елманова в ответ предъявила оригиналы документов и справку за подписью проректора, подтверждающую подлинность дипломов. Но Стець неправоту не признавал и продолжал кричать, дескать, с гербом дипломов в 1996 году не выдавалось. Елманову отсеяли.
На самом деле Стеця понесло по другой причине. В дипломах он углядел не только герб, но и девичью фамилию претендентки – Калетник, понял, что она родственница главы Гостаможслужбы. И решил соорудить сенсацию: «Сестра главы таможенной службы не смогла доказать подлинность своего диплома». Под таким заголовком в Интернете были раскиданы заказные новости.
Что ж, в политической борьбе все средства хороши. Но Стець ополчился на кандидата от коммунистов далеко не по политической причине. Ему просто предоставился повод мелко отомстить. Три года назад в газете «Коммунист» была напечатана статья «Политическая реклама за счет обездоленных детей» http://www.komunist.com.ua/article/1/5705.htm.
Ее краткое содержание таково. 15 сентября 2007 года социальный отдел Киево-Печерской лавры вместе с известным актером Стивеном Сигалом организовал благотворительную акцию в Боярском детском доме “Семья”, где воспитывается 41 ребенок, чьи родители были лишены родительских прав. Знаменитый актер купил подарки. Приехал в детский дом. Дальше – короткая цитата из статьи.
«Неожиданно на глазах у изумленных гостей, прервав праздник, в центр актового зала вышел неизвестный мужчина, который, назвавшись генеральным продюсером
“5 канала” Юрием Стецем, выступил с приветствием и начал дарить детям привезенные им подарки. Кроме этого, он сразу же подсел к Стивену Сигалу и журналисты “5 канала” устроили фотосессию. Оказавшись в такой достаточно неприятной ситуации, Стивен Сигал покинул зал. На следующий день в СМИ появились сообщения о том, что Юрий Стець (номер 53 в избирательном списке блока “Наша Украина — Народная самооборона”) и Стивен Сигал посетили детский дом “Семья” в городе Боярка Киевской области. О настоящих организаторах этой благотворительной акции — Свято-Успенской Киево-Печерской лавре — не было ни единого слова. На фотографиях, представленных “Нашей Украиной” и “5 каналом”, изображение архимандрита Варсонофия было вырезано…».
Так случилось, что статья в газете «Коммунист» вышла уже после того, как Стець успел похвастаться перед своими земляками и родственниками, что «мы тут встречались с Сигалом, я его свозил к детям, и он мне говорит…». Соответственно, Стець оказался, мягко говоря, дураком. С него смеялись и в кулуарах, и в сессионном зале. Он затаил злобу и ждал повода отомстить. Ну, отомстил, наконец. Полегчало?!
Какова мораль этой истории? Как говорил мудрый православный князь Александр Невский, «Не в силе Бог, а в правде!». То, что шестеро оппозиционеров короткое время поиграли в сталинскую тройку, ничего не меняет по сути. Дипломы у Оксаны Елмановой как были, так и есть. А Стець как примазывался к Стивену Сигалу посредством фотомонтажа, так и остался посмешищем для коллег. Хотя, что тут нового? Двойная мораль – это отличительная особенность Стеця. Кстати, будет уместно ответить на вопрос: а судьи-то кто?
Всюду, где на руководящей должности появлялся Юрий Стець, случались скандалы и склоки. Не будем трогать период его работы в Черновцах. Вспомним, громкие скандалы 2006 года, случившиеся, когда Стець работал продюсером 5 канала. Тогда с 5 канала ушли яркие и независимые журналисты: Роман Скрыпин, Егор Соболев, Евгений Глибовицкий, Дарья Чепак, Даниил Яневский, Мыкола Вересень? Тогда это деликатно назвали конфликтом между менеджментом и журналистами, обвинив последних в том, что он зарвались, хамят начальству и т.д. Понятно, что примадонны, даже в журналистике, не бывают с ангельскими характерами. Но, очищая коллектив от оппозиции, Стець не забыл возвести себя в ранг главы редакционного совета. Ну, чтобы вершить политику канала. Уж очень ему хотелось побольше власти…
Прошло пару месяцев, и новая волна увольнений: с работы уходят шеф-редактор новостей Михаил Кукин, которого взяли на место непокорного Скрыпина, выпускающий Максим Кречетов, несколько журналистов и операторов киевского бюро и наконец – Александр Боль, опытный профессионал, хорошо известный в телевизионной среде, сообщает о решении уволиться с должности руководителя региональной службы. Что ж такое: почему все плохие и склочные, и только Стець всегда прав?
В канун Нового 2007 года разразился новый скандал: разгон региональных корпунктов. На этот раз причина называлась экономическая – оптимизация затрат. Но журналисты не выдержали и написали открытое письмо, в котором рассказали правду:
«На канал приходит все больше людей не просто без специального образования, но и без никакого опыта работы на телевидении. Апофеозом кризиса для нас стал перепечатка в «Телекритике» интервью генерального продюсера Юрия Стеця. Господин Стець сообщил, что, оказывается, к корпунктам есть «огромные претензии» и что в областях тратятся «огромные средства». В чем суть претензий и какие именно расходы, кроме зарплаты (385 грн.мес) и стоимости релейной перегонки, ложатся непосильным игом на телекомпанию – загадка для нас …
Кстати, мы же не в вакууме живем, поэтому хорошо знаем, что наши зарплаты далеко не самые высокие среди коллег-собкоров. Также Юрий Стець заявил об увеличении бюджета телекомпании на 2007 год и сразу сделал вывод: надо сокращать расходы корпунктов. Где логика? Наверное, менеджмент канала, думая, на чем сэкономить, желает сделать нас, собкоров , козлами отпущения. Впрочем, мы, – команда репортеров, разделенных географически, но объединенных принципами «честной работы на честном канале». Пойти на абсурдные требования руководства было бы унизительно. Заявлений на увольнение никто не написал! Наша общая позиция: попытка разделить нас на собкоров первого сорта (с ПТС-ками) и второго (без них) не будет иметь успеха.
Александр Ваврищук, собственный корреспондент 5 канала во Львове;
Виктор Вовк, оператор Ивано-Франковского корпункта 5 канала;
Вячеслав Касим, собственный корреспондент 5 канала в Одессе;
Андрей Колбаса, оператор Днепропетровского корпункта 5 канала;
Максим Кошелев, собственный корреспондент 5 канала в Крыму;
Руслан Мищенко, собственный корреспондент 5-го канала в Луганске;
Тарас Москалюк, собственный корреспондент 5 канала в Донецке;
Николай Поддубный, собственный корреспондент 5 канала в Харькове;
Владимир Федоров, собственный корреспондент 5 канала в Днепропетровске;
Иванна Янчук, собственный корреспондент 5 канала в Ивано-Франковске…».
Тем не менее, Стець успешно разгромил 5 канал и удалился в Верховную Раду, законодательно «керувать» свободой слова. Но так ничего и не добился в политике. «Разоблачение Елмановой» стало самым большим его достижением за несколько лет работы.