В среду, 16 июля, на заседании Кабмину должен быть обнародован список предприятий, за счет продажи которых правительство рассчитывает выполнить план по сборам в бюджет от приватизации госимущества в текущем году.
Исходя из проекта распоряжения, в список включено свыше 200 объектов. Документ уже был согласован на уровне правительственных комитетов. Оценочная стоимость всех объектов, согласно расчетам Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ), составляет свыше 31 млрд грн. В ФГИУ не скрывают, что основная цель массовой приватизации – наполнение госбюджета.
Напомню, в 2014 г. поступления от продажи госимущества Кабмин запланировал на уровне 17 млрд грн. Наиболее дорогостоящие активы, которые Фонд рекомендует выставить на продажу, – 50 % доли государства в компании «Укрнафта» и 75,2 % акций «Турбоатома».
«Ориентировочная стоимость этих инвестиционнопривлекательных объектов – около 13 млрд грн, и в случае их продажи может составить 76,5 % выполнения установленного плана», – сказано в пояснительной записке к проекту распоряжения. В перечне также такие крупные госкомпании, как «Одесский припортовый завод», «Сумыхимпром», «Азовмаш» и оставшиеся в госсобственности пакеты акций облгазов и энергокомпаний.
Примечательно, что эти предприятия – прибыльные. Все – прибыльные. И, соответственно, даже учебники по экономике не советуют продавать такие активы, поскольку кроме вреда для государства это ничего не принесет. Но «великие экономисты» в нашем правительстве учебники или не читают, или изложенные в них нормы игнорируют.
Замечу, что попытки продать эти активы предпринимались всеми Кабминами, начиная с правительства Юлии Тимошенко в 2008 году. Тогда Кабинет Министров одобрил перечень предприятий для приватизации в 2009 году, что следует из распоряжения Кабмина от 3 декабря №1517-р, в который вошли «Укртелеком», «Турбоатом» (Харьков) и Одесский припортовый завод (ОПЗ, Одесская область), по 60% акций 4 энергогенерирующих компаний, а также госпакеты ряда облэнерго. Правда, 6 лет назад члены правительства не смогли спрогнозировать, на какую сумму намечена приватизация, поскольку в нынешних условиях невозможно спрогнозировать рыночную стоимость предприятий. В свою очередь, бывшая тогда премьер-министром Юлия Тимошенко уверяла общественность, что разблокирование процесса приватизации поспособствует минимизации последствий финансового кризиса.
Но ничего подобного не произошло. Из вышеприведенного списка был приватизирован только «Укртелеком», причем приватизирован за 5-7% от своей реальной стоимости. Кроме как к дополнительному кризису у покупателей его услуг вследствие их удорожания – приватизация ни к чему ни привела. Да и не могла привести. Ведь в Украине еще ни один объект приватизации не стал ни больше денег в бюджет приносить, ни цены на свою продукцию не снизил (как теоретически могло бы быть из-за модернизации и лучшего администрирования под частным руководством).
Предпринимались попытки продать в частные руки «Турбоатом», а также и другие прибыльные активы государства и в 2013 году. Фонд госимущества утвердил в июне 2013-го приказом №825 план-график приватизации на текущий год. В одном из приложений к нему конкурсная продажа более чем 75% акций харьковского завода назначена на декабрь 2013. Правда, с примечанием: в случае принятия соответствующего правительственного решения.
«Мы не собираемся его продавать. У «Турбоатома» и так все хорошо, он имеет хорошие контракты на два года вперед и абсолютно прибыльный», — несколько противоречиво заявил в июле прошлого года возглавлявший тогда ФГИ Александр Рябченко. По его словам, завод был включен в список «лишь в том смысле, что он не запрещен для приватизации». Тем не менее полностью исключить продажу Рябченко не рискнул.
Сейчас же мы наблюдаем очередную попытку передать в частные руки рентабельные и обеспеченные надолго вперед заказами предприятия. В плане дерибана госсобственности «послидовники» из нынешнего Кабмина один в один повторяют шаги своих «попередников» из прошлых правительств. Результатом подобной деятельности станет еще большая дыра в бюджете и рост социальной напряженности в обществе.