Переговоры Киева и Москвы относительно ценообразования на российское топливо все чаще напоминают общение глухонемого со слепым. Отдавая себе полный отчет в том, что газопровод «Голубой поток» пока не имеет в Украине аналогов, представители «Газпрома» предлагают пересмотреть условия экспорта своей продукции. В ответ на это украинское Минтопэнерго грозится снизить импорт российского газа «до минимальной отметки». Арбитром в подобном споре впору выступить третьей стороне, которая наверняка получит за услуги посредника неплохие дивиденды. И таковые арбитры наверняка найдутся.
Сторож-обходчик одного из курских участков «Голубого потока» Алексей Иванович в последнее время пребывает в депрессивном состоянии. На подотчетной ему территории – той, где газовая труба из России плавно превращается в украинскую собственность, неизвестные хулиганы с завидным постоянством пишут на металле всякие неприличные слова. «Опаскудили! Чтоб ваши родители читали вашу писанину, — ругается Алексей Иванович, грозясь в неизвестность корявым пальцем. – Снова придется тратить керосин». Керосин сторожу-обходчику газовой трубы нужен исключительно для того, чтобы стереть с оной регулярно появляющиеся на ней «шедевры» лозунги: «Украине – не энергию, а битое стекло!», «Грейтесь сами!» и «Давайте бабло, — дадим и газ!».
Последняя фраза, которую можно воспринимать одновременно и как оскорбление, и как призыв к действию, фактически была озвучена на очередных переговорах в Москве, когда министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко сотоварищи попытался убедить российских коллег в нецелесообразности повышения для Киева цен на газ из РФ. В ходе встречи с украинской делегацией руководитель «Газпрома» Алексей Миллер подчеркнул, что установленные Россией тарифы на поставку соседям «голубого топлива» в размере 416 долларов за тысячу кубометров полностью соответствуют сегодняшним реалиям рынка. Более того, российские партнеры дали понять: без предварительной оплаты «газпромовских услуг» Киев не может рассчитывать на бесперебойную поставку газа в Украину.
Ответным ходом того же Киева стало решение о сокращении потребления импортируемого из РФ топлива. «Сложилась парадоксальная ситуация, — отметил в интервью агентству "ГолосUA" эксперт-аналитик международной мониторинговой группы при ЕС Виктор Малер. – Низкие цены на экспорт-импорт газа в данном контексте выгодны как России, так и Украине. При условии нормального функционирования газопровода «Голубой поток» европейские потребители будут стабильно оплачивать транзит российского газа через украинскую территорию. Это уже позволяет говорить о реальном изменении в области ценовой политики «Газпрома».
Но вот ведь в чем дело. В процессе «газовых» переговоров Украина принципиально отказалась принять предложение России по продаже своей газотранспортной системы (ГТС). Поговаривают, что «Газпром» даже попытался приобрести соседскую систему подачи топлива, ни много ни мало, за 24 миллиарда долларов. Не получилось. По самым скромным подсчетам, наспех проведенным в украинском Минтопэнерго, стоимость структуры ГТС Украины составляет не менее $30-50 миллиардов. Причем, как полагают в Киеве, независимые оценщики смогут если не удвоить, то уж, по меньшей мере, хотя бы в полтора раза увеличить, если так можно выразиться, ставки на жизнедеятельность украинского газового организма.
Есть и еще один вариант. В рамках создания международного газового консорциума, проект которого в его основных пунктах утвержден на заседаниях специальных комиссий соответствующих ведомств Украины, в частности, и Верховной Рады, в целом, был принят следующий план. В совместной российско-украинско-европейской топливной структуре Киев получает 34% акций совместной ГТС, а Россия и Евросоюз – по 33 процента соответственно. «Налицо выгода всем участникам структуры, — подчеркивает Виктор Малер. – Россияне продолжают транспортировать газ через Украину в Европу по старым ценам, украинцы могут рассчитывать на льготные тарифы потребления «голубого топлива», а Европа не станет тратить средства на поиски дополнительных источников энергии».
Впрочем, похоже, упомянутая Европа не только не собирается изыскивать «средства на поиски дополнительных источников энергии», но и – наоборот — готовится предложить Киеву альтернативу российскому газу. В частности, осуществить поставки энергоносителей в Украину вызвалась Румыния. Как один из центров нефте- и газодобычи в ЕС, Бухарест вполне логично предположил, что, поставляя украинским соседям качественный газ, он может заработать не только финансовую, но и политическую прибыль. Ни для кого не секрет, что запасы румынского газа на сегодня составляют астрономические объемы. Причем даже в худшем случае стоимость его отправки в Украину по «реверсному» трубопроводу составит максимум 240-250 долларов за ту же тысячу кубометров. Кроме того, свою лепту в определенную помощь «украинским соседям» может оказать Турция, получающая энергоносители из Азербайджана и Ирана.
«Румынии и Турции вполне по силам продемонстрировать способность делиться топливом и таким образом зарекомендовать себя на мировом энергетическом рынке, — сказал агентству «ГолосUA” общественный советник национальных компаний «Ромгаз» и «Трансгаз» (Румыния) Эманоил Эпуряну. – Это будет выгодно всем. Естественно, кроме России, для которой отправка газа из ЕС в Украину станет своеобразной «точкой возврата». Возврата того же газа.
Однако, даже в этих – предложенных – обстоятельствах есть фактор риска. В настоящее время полностью удовлетворить спрос Киева на «голубое топливо» может лишь система «Голубой поток». Ни «Южный поток», ни мифический «Набукко», ни какие-либо другие «альтернативные» компании обеспечить Украину газом в полном объеме не могут.
А, следовательно, переговоры по судьбе российского газа на украинской территории продолжатся. И до тех пор, пока эксперты не придут к общему знаменателю в математической дроби «топливо–политика–экономика», на трубах, пересекающих границу двух государств, будут появляться провокационные надписи. Надписи, на уничтожение которых «придется тратить керосин». Опять-таки топливо.