Диагноз Тимошенко: постмайданный синдром

Уходящий 2013 год стал годом заката политической карьеры экс-премьер-министра Украины, «оранжевой принцессы» и политической заключенной №1 Юлии Тимошенко. Юлия Владимировна почти 15 лет являлась фаворитом не только украинской, но и международной политики. У нее было много «имен», которые характеризовали степень ее финансового и политического влияния: Тимошенко называли «газовой принцессой» и лидером оранжевого майдана, единственным мужиком в украинской политике и «железной леди».
О том, как ее боялись соперники и мнимые друзья, тоже свидетельствуют «милые» домашние прозвища: Экс-Президент Виктор Ющенко называл Тимошенко, «сучкой, которая набрала кредитов, как блох», нынешний глава государства сравнивал Юлию Владимировну с «коровой на льду», немецкий публицист назвал книгу о ЮВТ «Аферистка», а российские журналисты говорили про нее «Примадонна Юлия не уйдет со сцены, если только сцена не уйдет у нее из-под ног». И в конечном итоге оказались правы, что только лишний раз доказывает, насколько хорошо РФ понимает процессы, происходящие в соседней стране. И – умеет на них влиять. В конце-концов, именно российские газовые контракты, подписанные в 2009-м Тимошенко и Путиным как залог президентской победы ЮВТ, сыграли ключевую роль для финала Юлии Владимировны. Второй причиной была «светлая вера» Тимошенко в то, что «заграница нам поможет»- по просьбе канцлера Германии фрау Меркель госпожа Тимошенко холодной зимой 2009 года пошла на уступки Европе, рассчитывая получить поддержку в случае, когда «похолодание» наступит для нее лично. Однако, и в первом, и во втором случае женщина с косой просчиталась: ее предали и западные партнеры и собственные партийцы.  Итак, три элемента пазла, которые для Тимошенко сложились в 2013-м году в емкое слово «конец».
ВО «Батькивщина»
Юлия Тимошенко до конца не верила в то, что ее посадят. И случившееся 5 августа 2011 года было для нее неожиданностью. Поэтому у ЮВТ не было особенно времени и возможностей размышлять, на кого оставить свою политическую силу. На тот момент политическая партия «Батькивщина» была самой мощной и рейтинговой силой в Украине: достаточно сказать, что на парламентских выборах 2012 ВО «Батькивщина» получила почти столько же голосов в поддержку, сколько партия власти, и только админресурс обеспечил внешнюю победу ПР в партийной номинации. Местоблюстителем Тимошенко в партии и фракции остался Арсений Яценюк, который быстро оттеснил старую гвардию — преданных лично Юлии Владимировне людей — И. Кириленко, А. Кожемякина, Р. Забзалюка, С. Власенко. Зато «Сеня» наладил хорошие отношения с партийной «кассой» (А. Турчинов) и имиджевым блоком ( А. Абдуллин, О. Медведев). В результате, часть мест в партийном списке «Батькивщины» было банально продано людям вроде Александра Волкова, что сразу подорвало и партийную иерархию и фракционную монолитность. Настораживающим сигналом стало и невключение в избирательный список дочери Тимошенко Евгении, хотя, например, супругу «сидельца» Юрия Луценко – Ирину — в списки внесли. Также Яценюк полностью проигнорировал требования Тимошенко не признавать итогов сфальсифицированных властью выборов в ВР, вывести людей на улицы и свергнуть Януковича и его клику. А что вместо этого? Поторговавшись для виду с преступным режимом, депутаты, прошедшие в парламент под юлиными знаменами, уютно устроились в сессионном зале ВР.
Вторым показательным случаем стало полное непротивление оппозиции снятию неприкосновенности с адвоката Юлии Владимировны — Сергея Власенко. Хотя именно он был связующим звеном между фракцией и харьковской узницей. Отсутствие мандата сильно ослабило эту связь, а Власенко стал чуть ли не изгоем в «Батькивщине». Завершающим аккордом стал процесс «слияния» «Фронта змин» и «Батькивщины» в единую оппозиционную силу. Итогом объединения стало «подчинение» большинства местных организаций представителям силы Арсения Яценюка, что сопровождалось расколами, скандалами и самоликвидацией партийных структур некогда сильной протимошенковской партии. В итоге, партия ослабла, как структура и перестала играть ведущую роль в «деле Тимошенко». Инициатива перешла в руки лидера, а уж Арсений Петрович не был заинтересован в возвращении Тимошенко. Ее возвращение в большую политику перечеркнуло бы и партийное лидерство Яценюка и его президентско-премьерские планы, нивелировало бы роль «главного оппозиционера» и главы самой большой оппозиционной фракции. Яценюк четко знал ответ на вопрос где он окажется в случае внезапного освобождения ЮВТ. И делал все, чтобы оттянуть свой конец и приблизить ее крах. Весьма наглядно это вылилось в долгоиграющую процедуру «напишем закон об освобождении Юлии Тимошенко». Президент подкинул парламенту тему: примите закон о способах освобождения политзаключенных и я его подпишу. Тем более, накануне Вильнюсского саммита. Глава государства выразился предельно ясно: «Решение вопроса Тимошенко лежит полностью в правовой плоскости. Необходим закон, который позволит украинцам, по их желанию, лечиться за границей (несмотря на ограничения свободы)». И «Батькивщина» с радостью на это повелась, хотя до того времени уверяла, что Тимошенко не является виновной: обвинения против нее сфабрикованы политическими противниками. А тут все стали наперебой предлагать самые фантастические( и оттого – нереализуемые) варианты «вывоза» Тимошенко за пределы харьковской больницы. В итоге, создание законодательной базы для освобождения ЮВТ превратилось в натуральный цирк, главные роли в котором исполнял такие клоуны как Олег Ляшко, Николай Рудьковский, Анжелика Лабунская. Парламентский процесс «освобождения» политзаключенной был умело превращен Яценюком в фарс, а смешное, как известно, быстро убивает великое. Итог известен: ЮВТ сидит, Яценюк- руководит.
Еврозависимость
Понимая, что надежда на партийную силу, управляемую «хитрым еврейским мальчиком» (так называла Тимошенко Яценюка) невелика, Юлия Владимировна сосредоточила свои усилия и финансы на западном направлении. Ее полпред Григорий Немыря буквально жил за рубежом, пытаясь отстоять интересы Юлии Владимировны. В итоге, ЕС поставил освобождение Тимошенко в прямую зависимость от подписания соглашения с Украиной. Миссия Кокса-Квасьневского 27 раз приезжала в Украину для переговоров по европейскому вектору, причем всякий раз польские представители заезжали сначала в Харьков к Тимошенко, а уж потом в Киев – для встреч с лидерами оппозиции и представителями власти. «Старая Европа» выдвигала все больше условий: список Фюле, судебная реформа, легитимизация ЛГБТ-правил в украинском обществе.
Но неизменным оставалось одно: свобода экс- премьера Тимошенко в обмен на европейское сближение. Германия открыто выражала желания принять экс-премьера на лечение, время от времени возникали слухи о палате для Юлии Владимировны к клинике «Шарите». Почти все европейские лидеры уговаривали Януковича дать свободу Тимошенко. Одни — упирая на гуманистические мотивы, другие – ставя жесткие ультиматумы. Однако, Запад переоценил силы и недооценил хитрость и влиятельность партии ястребов в окружении президента Януковича. Да и банально пожалел денег, за что теперь чиновников Евросоюза критикуют со всех сторон, и свои и чужие. В итоге, Европа кусая локти, вынуждена наблюдать, как Украина медленно дрейфует в сторону РФ. Но есть и другая сторона медали у этого европейского просчета. ЕС, публично настаивая на «Юлиной свободе», на самом деле только выполнял давние обязательства, но не горел желанием вытаскивать Тимошенко из темницы. Потому что подрос новый кандидат в украинские президенты — Виталий Кличко.
Управляемый, удобный немецкий резидент, интеллектуально слабый боксер на роль новой прозападной марионетки годится куда лучше, чем жесткая и радикальная Юлия Владимировна. Поэтому Европа тоже «слила» Тимошенко: она просто устарела для западных технологов – во всех смыслах этого слова. Именно поэтому все европейские и американские политики, приезжавшие на Евромайдан, ни разу не упоминали об освобождении Тимошенко, более того- Белый дом проигнорировал петицию «миллионов» о введении санкций против украинских властей, а Европарламент принял на редкость мягкую резолюцию с призывами не применять силу против мирных демонстрантов.
Майдан
Евромайдан-2013 легко мог стать той силой, которая бы разрушила все преграды на пути Тимошенко к долгожданной свободе. Это та революция, к которой столько призывала и на которую так рассчитывала политзаключенная №1. Недаром же Тимошенко писала письма евромайдану и обращалась к нему чуть ли не ежедневно с воззваниями, требуя стоять до конца, свергать режим, не садиться за стол переговоров с властью, добиваться досрочных выборов. Юлия Владимировна голодала «за евромайдан», на какое-то время она подчинила его своей воле и устранила своих конкурентов, вынудив УДАР и «Свободу» убрать политические символы с народных площадей. Революция была последним шансом на освобождение экс-премьера.
И действительно, ничего не стоило тем, кто захватил КГГА и здание Дома Профсоюзов, кто наезжал бесстрашно грейдерами на президентскую администрацию и громил «Беркут», вот так вот, приступом взять Харьковскую больницу, где находится Юлия Владимировна. В разгар протестов этому бы никто не помешал, тем более, что основные силы милиции и спецназа были сосредоточены в столице, а власть- растеряна. И тем не менее, никто из соратников Тимошенко, вроде «харьковского» лидера Батькивщины Арсена Авакова, даже не заикнулся о таком варианте. Очень быстро угас и лозунг «Юле- волю!», оставшись только в виде баннера на уродливом остове новогодней елки в центре столицы. Да и тот периодически норовят содрать общественные активисты: новое поколение майданников не видит Тимошенко своим лидером и не позволяет одной из оппозиционных сил «паразитировать» на революционной площади с протимошенковкими лозунгами. Более того, Евгению Тимошенко даже не включили в состав Народной рады вновь сформированного гражданского движения «Майдан», хотя туда вошли и Ирена Карпа, и Виктория Сюмар и Руслана Лыжичко. В общем, новое гражданское общество показало «бабушке» оранжевой революции, что ее место в уютной больничке провинциального областного центра.
Традиционно предали Юлию Владимировну и все оппозиционные вожди, к которым она взывала. Ни одна из установок Тимошенко не была выполнена: лидеры «Батькивщины», УДАРа и «Свободы» сели за стол переговоров с преступным режимом, не смогли отставить правительство, не захотели блокировать парламент, Что уж говорить о немедленной отставке Януковича и продолжении революционной борьбы! Борьба эта вылилась в создание новой политической силы под выборы, а не в погромы и пикеты, не в санкции против президентского клана, а в кулуарные переговоры о техническом правительстве. «Похерено» и главное требование леди Ю: не выдвигать единого кандидата в президенты от оппозиции, а идти на выборы- 2015 разными протестными колоннами, заставив власть распылять силы. Фактически, от Майдана уже выдвинулся Виталий Кличко, он не раз и не два заявил о своем президентском походе, а Яценюк и Тягнибок ничего на это не возразили, и не упомянули о собственных президентских планах. Возможно, потому что роли уже распределены: Кличко- президент, Яценюк — премьер, Тягнибок -спикер? В общем, если кому-то и помогла революция -13, то явно не Тимошенко.
Ей ничего больше не остается как писать письма Михаилу Ходорковскому, которого внезапно «помиловал» Путин. Кстати, Ходорковский был единственным, кто упомянул о том, что «надо бы Януковичу последовать примеру Путина и тоже освободить политзаключенных». А «верные» соратники экс-премьера по политической «песочнице» не сделали и такого ритуального жеста. Они просто показали «нашей Юле» средний палец — как когда-то спикеру Яценюку бойцы «Кобры» из окна автомобиля. Это и есть ответ революции -2013 той, которая сидит. Все. Занавес.

Читайте также по теме