Вита Середа
16:45 05/11/2011

Диалог с городом

В Черкассах в рамках второго международного фестиваля современной драматургии показали спектакль «Город на Ч». Театралы впервые увидели спектакль-вербатим (от латинского «verbatim» — дословно). Это театральное действо, которое перекликается с литературой «нон-фикшн». В основе — реальные диалоги и монологи обычных людей, но произносят их актеры. Кстати, большинство событий фестиваля проходило на сценах Киевского академического Молодого театра, Центра современных искусств «Дах», Киевского академического театра на левом берегу и театра «Открытый взгляд». Тогда как «Город на Ч» решили презентовать в Черкассах, ведь спектакль посвящен именно этому городу. Показ состоялся не где-нибудь, а на крыше театра — над традиционной сценой.

Создатели спектакля — независимый центр «Текст». За этим простеньким названием «прячутся» драматургини Наталья Ворожбит и Марыся Никитюк, а также режиссер Андрей Май. Для создания представления им пришлось походить по городу с диктофоном и сделать более 200 записей. Расспрашивали продавцов на рынке, работников крупнейшего химического предприятия, представителей интеллигенции, студентов, а также — местных аборигенов, которые помнили, каким город был еще до «затопления» (создания Кременчугского водохранилища). Потом все это расшифровывали (дословно) и компоновали в один текст. Так появился спектакль с забавным названием «Город на Ч».

Сюжет простой — девушка Леся с киевской Троещины знакомится с парнем Виталиком и влюбляется в него. Но запоминает только, что он из города Че, а вот идет ли речь о Чернигове, Черкассах или о Черновцах — это уже сложно сказать. Леся случайно оказывается именно в Черкассах и знакомится с местными жителями. Так узнает, что когда-то давно город был курортным, а потом стал «городом химиков», что здесь была фабрика, на которой пуговицы делали из ракушек, которые потом ведрами сдавали черкащане (26 копеек за килограмм), что это «край одуванчиковых булав» и много-много другого — интересного и не очень.

Создатели спектакля решили, что нецелесообразно форматировать услышанное. Мол, искусственное изъятие каких либо высказываний привело бы к нарушению палитры, нивелировало бы разницу между представителями различных социальных слоев. Наконец, история Леси заканчивается очень трогательно. Девушка знакомится с черкащанином Вовой, виходит замуж и остается в Черкассах. Так проходит 30 лет. Будущее города в интерпретации драматургов перекликается с научной фантастикой. Актриса Татьяна Крыжановская (Леся тридцать лет спустя) рассказала зрителям, что Черкассы таки стали городом-курортом, у горожан так много яхт, аж на Днепре создаются «пробки», многие французы облюбовали сосновый бор и переехали жить в Черкассы из самой Франции…

Интересной была реакция горожан на такой необычный спектакль. Им очень понравились реплики актеров о прошлом Черкасс. Эту часть спектакля зал смотрел и слушал зачарованно. Положительной была также реакция на «театральный прогноз», который касался будущего города. А вот то, как в спектакле изображена современность, вызвало некоторое смятение. Впрочем, своеобразный диалог с городом никого не оставил равнодушным.

Наталья Мамалыга — актриса Черкасского академического драматического театра имени Тараса Шевченко. В спектакле не задействована. Считает, что Черкассы в этом проекте были показаны очень однобоко. «Я коренная черкащанка в седьмом колене, хотя все и думают, что я из Галичины приехала. Моя дочь Дануся недавно писала сочинение о Черкассах. Мы с ней накануне ходили и я ей рассказывала: вот музыкальное училище — это была ранее мужская гимназия, которую заканчивал твой дед Оришкевич, вот музей Кобзаря — это раньше был дом Цибульских, с которыми дружил Тарас Шевченко, на месте, где стоит сейчас медицинское училище, был первый в Черкассах театр, куда на гастроли приезжала Мария Заньковецкая, а Дворец бракосочетаний — это дом землекопа Щербины … То есть, если уж говорить о Черкассах, то надо с историей это связывать, чтобы это было познавательно. Ибо если Дануся пойдет на этот спектакль, то скажет, что «мама мне совсем другое рассказывала, а тут какую нецензурщину показывают» и рассказывают, какой классный завод «Азот»! Поэтому я предлагала драматургам, которые работали над спектаклем, пообщаться с местными художниками, писателями, интеллигенцией, но они сказали, что эта сторона медали их не интересует. Их больше интересует современность, молодежь, улица. Но улица — это еще не все Черкассы. То, что вы видите снаружи, это не является духом Черкасс», — убеждена Н. Мамалыга.

Между тем, режиссер спектакля Андрей Май утверждает, что была четкая выборка — драматурги знали, кого именно им нужно опросить.  «Относительно записей, то сначала мы это делали подпольно, а потом уже называли себя, говорили кто мы. С молодежью мы познакомились случайно, приехали вечером, решили проникнуть в их мир как люди, которые мало употребляют алкоголь и не особо используют ненормативную лексику. А потом тихонько скрылись так, как это сделала Леся в спектакле. У нас была точная выборка — кого мы хотим опросить, а также был случай, который помог. Часть всего услышанного мы использовали в этом спектакле», — рассказал режиссер.

Актер Сергей Бобров, играющий одну из главных ролей в спектакле, говорит, что в восторге от проекта. Он убежден, что позитива в этом материале больше, чем негатива. Мол, для того, чтобы не было грязи, нужно говорить о ее существовании, а не замалчивать. «Вообще, негатив этого спектакля — это взгляд людей, которые впервые попадают в Черкассы. Кого они сразу встречают? Интеллигентов на каждом шагу? Вряд ли! Нельзя сказать, что в Черкассах нет базара, пьяниц и молодежи, которая употребляет нецензурную лексику. Я живу в этом городе и знаю его изнутри. А по поводу позитива, его здесь очень много. Чего только стоит историческая часть, где люди рассказывают об истории своего города, где есть интервью работников музея, наших архитекторов, учителей. И заканчивается спектакль верой авторов в этот город, в свою страну, верой в людей», — объяснил С. Бобров.

Положительные отзывы о спектакле мы услышали также и от известного режиссера Сергея Проскурни. По его мнению, показ спектакля «Город на Ч» является достаточно знаковым для черкасского театра. «Это очень важное событие для театра, ведь Наталья Ворожбит сегодня занимается этим экспериментом, а она — драматург с мировым именем, ее пьесы идут в Лондоне и она является наиболее известным современным украинским драматургом. Этот спектакль — вещь с открытой структурой. Собственно, это возможность творить то, что мы называем актуальным театром. Работа драматургов поднимает актуальные темы, актуальные явления, это живой театр в живом городе. Но в этом приеме — в диалоге с городом — не нужна административная часть и продажа билетов. Потому что существует нить, связь, пуповина совсем на другом уровне, и возможно нужно подумать о театре в городе как о клубе, как о лаборатории, о месте для обмена мнениями и проблемами», — сказал С. Проскурня.

Читайте также по теме