Дифференцированная оппозиция

Надо откровенно признать, что теперешней власти повезло с оппозицией. С теми людьми, за которых ручалась Юлия Тимошенко, с которыми шел «в бой» Юрий Луценко, на которых опирался экс-президент Виктор Ющенко, оказалось, нельзя не только ходить в разведку, но и в Верховную Раду.  Сегодня за статус оппозиционеров борется столько разных политических групп, что партии власти остается только потирать руки. По крайней мере, на данном этапе.

Ярким показателем «сгибаемости» оппозиции стало голосование за «закрепление» конституционных изменений и даты выборов, в котором приняло участие минимум 30 противников власти. С этим ничего не мог поделать даже такой влиятельный «серый кардинал» как г-н Фирташ: поговаривают, что он пытался договориться с  оппозиционными депутатами о блокировании голосования 3 февраля в Верховной Раде. Фирташ и его политическая группа заинтересованы в  ускорении парламентских выборов и получении мандатов. Однако, моральные и материальные аргументы владельца «плюсов» и прочих «жирных» активов оказались слабее желания пожить еще годик спокойной парламентской жизнью.

Однако, как и йогурты, не все оппозиционные депутаты «одинаково полезны». Достаточно сравнить давление на нынешнего главу Верховного Суда  и его заявления о невозможности отставки с лепетом экс-главы Госкомрезерва Михаила Поживанова и долгосрочных контрактах в Австрии, чтобы понять — оппозиция бывает разной. За одну «голосует» власть и она живет только в тепличных условиях, другую поддерживают избиратели, и она в состоянии если не победить, то сильно «потрепать нервы» бело-голубой команде. Итак, попробуем провести классификацию нынешней украинской оппозиции, чтобы понять, «кто есть ху».

Оппозиция несгибаемая. К этому «отряду» смело можно отнести лидера «Народной самообороны» Юрия Луценко, который, по признанию его  соратников мог бы давно  и спокойно уехать из страны. Однако, даже зная о  стремлении власти «закрыть» бывшего министра МВД, Юрий Витальевич не стал спасаться бегством. Более того, он демонстративно смело ведет себя с прокурорами  и следователями. Не сломался экс-глава милиции и тогда, когда в разработку взяли его семью — сына Александра и брата Сергея. Кстати, это первый в истории новой политической истории Украины случай, когда  победители нарушают принцип «не трогать семью». Можно сколько угодно измываться над политическими противниками, но жены и дети  являются «неприкасаемыми». Так было и при Кучме и при Ющенко, но Янукович данное правило нарушил.

Еще одной из когорты «несгибаемых» является, безусловно сама лидер БЮТ Юлия Тимошенко, которая системно ходит на допросы в прокуратуру, используя каждый визит на Резницкую как информационный и политический повод донести свои мессиджи до избирателей. К числу несломленных также следует отнести представителей правительственной команды Тимошенко — бывшего руководителя таможни Макаренко, экс-заместителя главы комапании «Нефтегаз Украины» Диденко, министра экологии в Кабмине Тимошенко Филипчука.

Да, это не такие  публичные фигуры, но тем не менее, эти люди не побоялись оставаться в Украине, зная о возможности политических преследований. Я никогда не поверю, что тот же Филипчук не мог себе оформить «контрактик» на работу в Германии или Швейцарии, как и большинство из нынешних постояльцев Лукьяновского СИЗО. Аналогично могла поступить и Юлия Владимировна, тем более, что власть неоднократно намекала ей на возможность «долгосрочной поездки» в Брюссель, из которой не стоит возвращаться. Но Тимошенко эти намеки проигнорировала. Она предпочла борьбу с открытым забралом трусливому бегству. Как и часть ее соратников из БЮТ и «НУ-НС».

Ну и классикой жанра является Василий Онопенко, глава Верховного Суда. Мало кто мог ожидать от бывшего эсдека такого оппозиционного упорства. Власть не стесняясь «давит» на Онопенко через уголовные дела, возбужденные против его зятя — бывшего замминистра юстиции Корнейчука, и дочери Ирины.  Причем, зятя «закрыли» в тот момент, когда у него родилась дочка, до сих пор с тяжелой патологией находящаяся в Охматдеде.  Дочь Ирина, обвиненная в мошенничестве, пережила несколько обысков. В ситуацию уже вмешались комиссар Совета Европы, глава Страсбургского суда  по правам человека. Глава Верховного Суда планирует  на днях встретится с Президентом, но дата встречи пока не определена.

Явно, идет борьба за контроль над Верховным Судом и эта борьба ставит под сомнение легитимность и действенность судебной реформы, на которой настаивает победившая сила. Для команды Виктора Януковича (особенно, ее юридической составляющей в лице Андрея Портнова)  Онопенко сегодня даже более опасен, чем Тимошенко, поскольку являет собой первый пример судьи, оказавшего противодействие власти. Можно смело предположить, что все «несгибаемые оппозиционеры» окажутся в следующем составе парламента — таков закон жанра.

Оппозиция конструктивная. К этой группе смело можно отнести «Фронт перемен» А. Яценюка, УНР Ю. Костенко, «Граждаскую позицию» А. Гриценко. Этим людям власть дает возможность существовать в достаточно комфортных политических и экономических условиях. По крайней мере, никто не слышал от лидеров данных партий и их спонсоров жалоб на притеснение бизнеса, или обвинений в политических репрессиях. Хотя тот же Гриценко в свое время был министром обороны и если копнуть глубже, не исключено. Что «грехов» за экс-главой МО найдется не меньше, чем за его замом Иващенко, который сейчас парится в следственном изоляторе в ожидании приговора.

Несложно заметить и то, что конструктивная оппозиция действует в русле, выгодном власти, поддерживая идею разобщенности протестных политических сил. Напомню, что День Соборности, который мог стать шансом для объединения оппозиционных сил, БЮТ  и «Фронт перемен» провели на разных площадях и с разными лозунгами.  Представители данного оппозиционного слоя в обмен на свою лояльность рассчитывают получить лидерство в стане оппозиции («Господин назначил меня любимой женой»!), а также возможность без особых усилий пройти в Верховную Раду в 2012-м году.

Оппозиция радикальная. К ней относятся ВО «Свобода» и новая «восходящая звезда» — «Тризуб». Несмотря на радикальный стиль поведения, копирующий профашистские организации, власть достаточно лояльно смотрит на проделки крайне правых. В частности, на празднование дня рождения Бендеры, или взрывы памятникам вождям коммунизма, как это было в Запорожье и Киеве. Более того, хотя  слухи, что во многом их действия поддерживаются политиками, близкими к Партии регионов.

Смысл этой поддержки ясен:  угроза «фашизма», теракты и прочие  катализаторы общественных настроений  успешно отвлекают внимание украинцев от проблем, связанных с непопулярными правительственными реформами или  желанием президента стать политическим доминантом в системе властных координат. Поэтому правые структуры власти нужны чтобы, как говорится, работать на контрасте. Старый прием, но действует. Правда, тут есть большой риск — сохраняя собственный рейтинг партия власти  и ее лидер могут поднять популярность  крайне правых так, что потом уже остановить их триумфальное шествие будет невозможно.

Оппозиция проамериканская. Все, наверное, помнят недавний инцидент с киллерским заказом двух нардепов от «НУ-НС» — О. Донием и В. Арьевым. По распространенной пресс-службой партии информации, на этих парламентариев будто бы готовилось заказное убийство. Через некоторое время бывший журналист «Интера» Владимир Арьев оказался героем еще одного масштабного скандала: его карточка проголосовала за конституционные изменения 3 февраля, в то время как ее обладатель находился в США. Что и подтвердил лично, предъявив  подлинник голосовательного документа через океан. Парламентарий  уже заявил о готовности подать заявление в Генпрокуратуру, что может спровоцировать отмену конституционных изменений. Пусть чисто теоретически, но все же…

Более того, Доний и Арьев, а также группа  журналистов выступили с сеансами «разоблачений» в Вашингтоне, обвинив власть в политических репрессиях. Естественно, на американские средства. Этот тип «борьбы» хорошо знаком избирателям на примере  деятельности партии Ющенко в период с 2004 по 2009 год. Он способен «подорвать» международный имидж украинской власти, но не сильно, поскольку представлен маловыразительными политическими и медийными фигурами.

Бизнес-оппозиция. Самый «напуганный вид» оппозиции, и самый  управляемый — поскольку бизнес отдельно от власти существовать не может. Или может, но недолго. Достаточно вспомнить пример семибанкирщины- когда в 2002-м году, после победы политсилы Виктора Ющенко в парламентском забеге, семь банкиров решили судьбу парламентского  большинства, перейдя на другую сторону баррикад и лишив возможности «Нашу Украину» получить все плоды триумфа в Верховной Раде. История повторилась в 2011, когда за конституционные изменения и перенос сроков выборов проголосовали бизнесмены из фракции БЮТ. Тоже семь человек. Видимо, какое-то магическое число для предательства. 

Впрочем, во время установления «оранжевой демократии» часть бизнес-элиты Партии регионов тоже была вынуждена покинуть Украину и управлять оставшимися активами из-за рубежа. Перераспределение финансовых потоков произошло в сторону победителей, однако особо «регионалов» не «щемили». «Апельсиновые вожди» были заняты  кто переделом полномочий, кто ментальными и этническими проблемами нации. Нельзя сказать, что и нынешние бизнесмены от БЮТ или «НУ-НС» так уж жалуются на жизнь. Тот же Жвания, Мартыненко, Богдан, Семинога, Васадзе не очень похожи на совершенно обанкротившихся и разорившихся  предпринимателей. Возможно, они потеряли несколько процентов от прибылей, которые были возможны, когда экономикой рулили те, кого сегодня обвиняют в масштабных хищениях. Но до «сумы» им еще ой как далеко.

Левая оппозиция. Пока является  единственной системной оппозицией, и не только  в законодательном органе власти. КПУ давно отвоевала монополию на левом фланге и уверенно закрепляет позиции, расширяя электоральное ядро.. Тем более, что пока только коммунисты выступают с социальными лозунгами. Так, лидер Компартии Петр Симоненко  уже заявил о готовности своей политической силы провести массовые акции протеста против пенсионной  реформы, принятия Жилищного и Трудового кодекса.

Учитывая степень обездоленности после проведения непопулярных реформ правительства, ряды Компартии могут пополнить не только приверженцы теории Маркса, но и социально незащищенные слои населения. А это- 8-12 миллионов украинцев, у которых могут урезать пенсии, поднять пенсионный возраст и отобрать жилье и работу. При такой позиции КПУ весьма сложно обвинять левых в сотрудничестве с властью. Да, коммунисты находятся в формальном большинстве, но им единственным удается контролировать действия власти и  наращивать рейтинги, в то время как коллеги по оппозиционному лагерю либо заняты межусобной борьбой, либо выступают с  критикой  как обиженные. КПУ уже вышла на старт избирательной парламентской гонки, и вероятно, в новой Верховной Раде представительство левых будет существенней, чем сейчас.

Читайте также по теме