Звезда мирового балета Денис Матвиенко оказался в Киеве в интересном положении. Полтора года он проработал в Национальной опере Украины «на общественных началах». Хотя везде его статус преподносился как «руководитель балета этого театра». Обман, шантаж, кадровые провокации – все это уже месяц бередит сердца балетоманов всей страны. Поскольку главный театр Украины оказался в эпицентре нешуточного скандала.
С давних времен театры, подобные нашей опере, проходили по разделу «императорских», то есть к ним было приковано личностное внимание сиятельных лиц. Царей, князей, графьев. Исторические катаклизмы сделали подобные театры общедоступными. А наша нынешняя эпоха вообще отвадила от высокого искусства тех самых нынешних сиятельных лиц – президентов, премьеров, министров. Их совершенно не волнует, что в подобных заведениях поют, танцуют. Им даже невдомек, что в этих стенах могут заворачиваться сюжеты, которым позавидует Акунин вместе со своим романом «Весь мир – театр». Когда информация о скандале в Нацопере через соцсети дошла до Николая Азарова, он лишь изумленно развел руками: «Пусть Минкульт разбирается!» Минкульт в свою очередь либо отмалчивается, либо все сваливает со здоровой головы на больную: дескать, это же творческие люди, лучше не вмешиваться.
Люди-то творческие. Да вот театр – государственный. И, извините, за риторику, где это видано, чтобы одного из лучших в мире артистов балета (г-на Матвиенко) само государство (в лице того же Минкульта) сначала приглашало на руководящую должность. Затем полтора года цинично его обманывало. Впоследствии жульническим образом вымарывала его фамилию из программок и сайта. А в довесок ко всему 8 апреля этого года при действующем балетном худруке назначало очередного руководителя этого же подразделения (профессора Анико Рехвиашвили), как будто ничего не случилось!
Руководство киевского театра недовольно фыркает: артист с мировым именем – слишком сложная личность, а функции худрука он выполнял на общественных началах. Танцовщик Матвиенко парирует: мы так не договаривались, поскольку я сам не набивался. А меня пригласили поднять художественный уровень этого театра. И, к слову, Денис многого добился: балетные премьеры стали собирать переполненные залы, о спектаклях взахлеб писала пресса, одна «Баядерка», представленная Натальей Макаровой, дорогого стоит.
С юридической точки зрения подобный казус чреват последствиями. И г-н Матвиенко, если захочет трудовую инспекцию, то может даже получить материальные дивиденды за авантюру, в которую его втянули. Но есть и моральный аспект, который деньгами ни окупишь. Это напряженное состояние в балетной труппе. Недавние скандалы в большом театре еще больше прояснили хрупкость мира в подобных творческих социумах. Одной спички достаточно, чтобы в балетном цеху произошел взрыв. Сегодня определенно понятно, что часть труппы цинично настраивали против популярного артиста, и многое в этом плане удалось. Другая часть труппы, доверившись молодому руководителю готова идти за ним до конца.
Чем закончатся эти дикие танцы в главном театре страны? Либо судом, либо взаимными уступками. Либо громогласным голосом «сверху». Если кто-то из сиятельных лиц в приказном порядке (как это у нас сегодня делается) скажет: будет так! А вот как?