Поезд Львов-Москва прибывает в Киев вечером. В столице Украины пассажиров ожидает огромный состав из ковельских и львовских вагонов. Всего их около двух десятков. Билеты в Белокаменную разбирают лихо и стоят они недешево: 1922,07 грн. – плацкарт, 3740,64 грн. – купе, 6674,31 – люкс. Это из Киева. Если ехать из Львова, все становится дороже еще примерно на 800 гривен. Несмотря на дороговизну, желающих занять место в стареньком вагоне довольно много. Этот поезд пересекает пол-Украины, собирает пассажиров из 6-8 областей страны и всегда забит до отказа, несмотря на немалые цены – мало кто в Украине заплатит полторы-две сотни долларов за место в дряхлом вагоне.
Именно этот поезд Львов-Москва в прошлом году стал самым популярным. Согласно данным «Укрзализныци», им воспользовалось 350 тысяч человек. Для сравнения из Украины в Россию по железной дороге выехали 921,4 тысячи пассажиров, в обратном направлении границу пересекли 900,6 тысячи пассажиров. Украинскими поездами воспользовались 774,3 тысячи человек на въезд и 807 тысяч на выезд. Остальные ехали молдавскими поездами Кишинев-Москва и Кишинев-Санкт-Петербург.
Самым прибыльным в 2017-м оказалось также московское направление, только на этот раз из самой столицы Украины. Поезд № 5/6 Киев-Москва собрал 154 миллиона гривен чистой прибыли с 11 вагонами и при заполненности в 77 %. На втором месте оказался поезд № 23/24 Одесса-Москва с 98 миллионами прибыли. На третьем – поезд № 105/106 Киев-Одесса, для сравнения всего 47 миллионов прибыли. Как видим, доходы от поездов, которые ходят в страну-агрессор, в разы выше от самого прибыльного внутреннего маршрута. И вот именно их хотят запретить.
«Сегодня подписал один исторический документ. В Москву будут ходить только медведи, как в старые добрые времена», – написал министр инфраструктуры Владимир Омелян в соцсети, не раскрывая подробностей. Их пытались выведать журналисты, но Омелян ссылался на высокий уровень секретности документов.
Идея отменить поезда в Россию не новая. Еще в прошлом году ее обсуждали вместе с возможной отменой безвизового режима с РФ. Теперь она возникла, как мера по противодействию России на ее деятельность в бассейне Азовского моря и на оккупированных территориях. Как корреспондируются море, Донбасс и железная дорога, Омелян также не объяснял.
Поезд Львов-Москва стоит в Киеве около часа. Многие его проводники на вопрос об «историческом документе» Омеляна сухо отвечают: мы ничего не знаем, нам пока ничего не говорили. Но кто политически образованней уже успел обсудить новость и в коллективе, и с пассажирами. Откровенно говоря, проводники опасаются за свои рабочие места.
«Я против. Нам не хочется, чтобы отменяли, потому что это наша работа, сами знаете, – говорит проводница Вера. – И пассажиры против, чтобы отменяли… Там и родственники живут, знакомые, родители, ездят как в гости, так и на могилки. Автобусом страшно ехать, поездом, конечно, не так опасно. Сегодня места все заняты».
Пассажиры поезда ждут его отправления на перроне. Среди них много детей и пожилых. Тех, кто едет на заработки, не так много. Больше по родственным связям. Видимо, кто хотел работать, уже уехал, либо поменял направление и зарабатывает кусок хлеба, например, в Польше.
«Глупости. Разве в Верховной Раде могли что-то путевое придумать? – комментирует идею отмены поездов в Россию пассажир Владимир. – Пока что не отменяют. Но полная дурка. Это ударит по пассажирам тем, что будем ездить на Беларусь, а с Беларуси на Россию».
Киевлянин Олег провожает семью брата в Москву: «Родственники едут в Москву. Брат двоюродный с Ивано-Франковска, женился на москвичке, трое детей. Они поженились еще до всех этих событий, так что теперь? Мне к нему не ехать? Если отменят, машинами будем ездить, самолетами. Кому это выгодно? Меньше, думают, будем ездить? Та к родственникам будем ездить всегда. И они к нам будут ездить. От этого никуда не денешься».
В душе пассажиры и проводники морально готовы к отмене поездов и долго возмущаться не будут, если она случится. Ведь за последние годы власть преподнесла людям и так много неприятных сюрпризов. Приняли, подстроились, адаптировались, что поделаешь. Если доведут до финиша идею с отменой поездов, подстроятся и на этот раз. Они будут терпеть неудобства, издержки, повышение расходов на транспорт, лишнюю опасность. То есть все то, что им, по сути, подготовил Омелян.