До основанья. А затем?

Не прошло и двух часов с начала рабочего дня понедельника, а Кабмин уже успел привести в соответствие с новой-старой Конституцией закон о самом себе. С подачи министра юстиции Александра Лавриновича регламент работы правительства переписан для новых политических реалий. А вместе с ним коррекции подверглись еще 32 закона, так или иначе связанных с деятельностью правительства и коалиции. 

Кстати, о коалиции. Сегодня или завтра парламентариям придется переподписать коалиционное соглашение о сотрудничестве с новым уже Кабинетом министров. И хотя Николай Азаров (пока еще Премьер) уверяет, что никакие договоренности и соглашения изменены не будут, речь идет только об ускорении реализации программы Президента Виктора Януковича, верится в это с трудом… Хотя бы потому, что коалиция «настроенная» на выполнение чисто президентской программы уже не объединение независимых фракции, а набор подчиненных Президенту парламентариев. Ведь в коалицию Верховной Рады вошли фракции нескольких партий, каждая из которых имеет свою собственную программу, свои собственные обещания перед избирателями. И если программа Блока Литвина коррелируется с программой Партии регионов, то, например, коммунистическая программа во многом расходится с положениями главного документа, который Виктор Янукович представил избирателям (в вопросах государственного устройства, продажи земли, налоговой политики). КПУ никогда не скрывала, что их коалиционный союз с Партией Регионов и Блоком Литвина имел практический интерес: получить возможность выполнять данные людям обещания, а не митинговать под стенами Верховной Рады, как нынешняя оппозиция в лице правых фракций. Теперь же, по логике, члены коалиции, должны отречься от своих идеологий и программ и нацелиться на выполнение плана Януковича. И это не единственная сложность, с которой столкнуться политические элиты после возвращения к Конституции-96.

Во-первых, для рядовых украинцев проблемы отмены политической реформы обернутся новыми социальными потрясениями. В пылу дискуссий о том, кто кого назначает главным, наверняка «затеряются» основные вопросы социальной и экономической политики: рост тарифов, повышение цен на основные продукты питания, увеличение пенсионного возраста. При чем тут борщ, когда такие дела на кухне?  

Опять таки, конституционные трансформации коснулись только блока, связанного с функциями управления государством, но никто из политиков ничего не говорит о других статьях Конституции, гарантирующих, например, право на работу, бесплатное здравоохранение и образование. Как быть с ними? Ведь в 1996 году вопрос массовой безработицы в Украине стоял, коммерческие ВУЗы и клиники не «забивали» государственные образовательные и медицинские учреждения… Еще один момент: отмена политической реформы, предполагавшая усиление функций местного самоуправления, неразрывно связана с вопросом продажи земли. С 1 января 2011 года, можно не сомневаться: будет дат старт торговле украинскими черноземами. И если раньше местные громады могли оказать процессу земельной распродажи хоть какой-то протест, то сейчас сама возможность сопротивления уничтожена решением Конституционного судв от 30 сентября 2010 года.

 Во-вторых, серьезные реформы ожидают исполнительную власть. Согласно новым правилам игры, Президенту теперь не нужно советоваться с Верховной Радой по поводу назначения-увольнения премьера, вице-премьеров, министров. Он самостоятельно может принимать любые кадровые решения, касающиеся исполнительной власти. Уже на этой неделе Виктор Янукович, без сомнения, воспользуется своими новыми правами: из Кабмина исчезнут, два вице-премьера, которые «не положены» по Конституции-1996. И это только начало… Любой «коалиционный» министр, в любой момент, без предупреждения может оказаться отставленным. Тот же Сергей Тигипко уже предчувствует скорый закат правительственной карьеры и просит «не давить» на него. Министр экономики собрался в мэры Одессы: как шутят недоброжелатели, готовит себе запасной аэродром. В общем, правительству грозит серьезное переформатирование.  

Могут даже «отправить» премьера Азарова. В Нацбанк. Стоит вспомнить подзабытые правила игры и Генеральной прокуратуре. До недавнего времени ее старались не трогать — споры о том, кто станет «правонаступником» Александра Медведько привели лишь к тому, что появилось несколько соискателей на этот пост: Г. Васильев, В. Пшонка, Р. Кузьмин, и, конечно же, С. Пискун. Чтобы никого не обидеть, решено было номинально сохранить Александра Медведько. Теперь же глава государства может единолично решить этот вопрос и никто слова не скажет. />  
В третьих, коалиция Верховной Рад будет уничтожена. Теперь она не нужна. Недаром же Александр Лавринович уже заговорил о необходимости срочно переделать Регламент работы парламента — основной распорядок жизни и деятельности депутатов. Конечно, можно спорить о дееспособности и эффективности коалиции. Например, при Премьере Юлии Тимошенко она была виртуальной — собрать 226 парламентариев не представлялось возможным. Однако, коалиция 2010 в состав которой входят Партия регионов, Компартия и Народная партия Литвина, работает более чем убедительно. Пример: принятие закона об основах внешней и внутренней политики, утверждение «харьковских соглашений», закон о судебном устройстве. Тем не менее, «регионалы» устали договариваться с партнерами по коалиции. Многих «расстраивает», что часть кадровых постов отданы «чужим» из блока спикера и партии Симоненко.  

Собственно говоря, сразу после президентских выборов регионалы пытались « построить» коалицию по собственным, а не по конституционным правилам. Однако, пришлось договариваться, реализуя хитроумные комбинации с группой Давида Жвании, которой «пугали» коммунистов. Но КПУ испугать сложно, поэтому все-таки пришлось соблюдать Конституцию-2004 года. Теперь же Верховная Рада не нуждается в формализованном парламентском большинстве. 

Начнет «перестройка» парламента, возникнут новые группы и фракции. А что? Конституция-96 позволяет. Достаточно собрать 14 людей с депутатскими значками, чтобы зарегистрировать собственное парламентское объединение. Можно не сомневаться, что на базе «НУ-НС» и БЮТ появится несколько самостоятельных группировок, которые будут служить «мостиками» для перетекания оппозиционеров в большинство. Так было при Леониде Кучме. Одновременно нивелируется роль и значимость коммунистов и литвиновцев. Сергей Головатый уже намекнул спикеру Верховной Рады, что он занимает свой пост незаконно. В смысле — не по той Конституции. Переизбрать спикера, конечно, дело хлопотное, но вот сдержать амбиции и порывы Владимира Михайловича дело посильное.

  В четвертых, нерешенной остается проблема выборов. И местных и всеукраинских. Отмена политической реформы породила правовой хаос. Нет ответа даже на самый простенький вопрос: на какой срок будут избираться сейчас депутаты местных советов? На 4 года или на пять? 

А что делать с выборами президента и Верховной Рады? Если признать решение КСУ от 30 сентября законным, то и Виктору Януковичу и нынешнему парламенту стройными рядами надо идти на досрочные выборы. Опять-таки, Верховная Рада по новым правилам должна «жить» всего четыре года, а не пять, как предусмотрено Конституцией 2004 года. Зато Президенту хорошо: у него впереди не одна, а две каденции. Ведь мы вернулись к прокучмовской Конституции, а она «гарантировала» Леониду Даниловичу вполне законный третий срок. Поэтому пролонгация выборов Верховной Рады и Президента до 2015 года может и не понадобиться…

В пятых, пролонгация правовой неопределенности налицо. Президент не зря сказал о созыве Конституционной Ассамблеи, которая будет нарабатывать проекты новой конституционной реформы. Чем дольше будет нарабатывать — тем лучше. Потом еще можно посоветоваться с народом: так ли меняем Конституцию? Причем советоваться тоже можно сколько угодно — никакими юридическими последствиями плебисциты не грозят. 

Более того, в Основном законе ни у Ассамблей, ни у референдумов нет права «влиять» на переформатирование Основного закона. С какой же целью это делать? А с целью отвлекающего маневра. Виктор Янукович взял на вооружение этот метод у своей соперницы по президентской гонке Юлии Тимошенко. Пока народ будет вовсю обсуждать конституционные изменения (как до этого обсуждали вступление в НАТО и ЕС, вопросы двуязычия и двойного гражданства), вопросы экономики и социальной политики отойдут на второй план. Как там в одно известной пословице: нам хлеба не надо, работу давай! Принцип тот же: какая разница насколько выросли тарифы, если столбом стоит проблема бикамерализма? (Это, кстати, вопрос из области конституционного референдума 2000 года, организованного по инициативе тогдашнего Президента Леонида Кучмы).

 

Читайте также по теме