Президентское обещание запустить антикоррупционный суд до конца года выполнено не будет. По экспертному мнению, власти невыгодны дела о коррупции высших чиновников накануне выборов, потому создание суда затягивается.
США напоминают, но…
Посольство США в Украине напомнило, что в Украине необходимо создать антикоррупционный суд. Об этом говорится в сообщении посольства в Twitter.
«В Международный день борьбы с коррупцией мы подчеркиваем необходимость создать действенный Высший антикоррупционный суд и обеспечить, чтобы антикоррупционные институты работали вместе для содействия верховенству права и прозрачному и подотчетному правительству», – говорится в сообщении от 9 декабря.
Следует напомнить, что в июне Президент Петр Порошенко обещал сделать все возможное, чтобы до конца года Антикоррупционный суд заработал. «Я буду делать все возможное чтобы создать Антикоррупционный суд до начала президентской кампании», — говорил он в интервью украинским телеканалам.
Отметим, что президентская кампания официально стартует 31 декабря. Президент пояснял, что следует успеть создать суд до этого времени, потому, что «президентская кампания точно не будет помогать процессу создания».
О необходимости запуска суда уже в этом году Глава государства говорил неоднократно. «Многие ставят под сомнение то, что нам удастся его создать в этом году, до конца текущего года. Я считаю, что это реально. Считаю, что это чрезвычайно важная составляющая реформ», — заявлял он на встрече со студентами-юристами КНУ имени Тараса Шевченко.
В ту пору считалось, что Антикоррупционный суд необходим ради получения транша Международного валютного фонда (который не предоставлен до сих пор). «Я буду очень решительно наводить порядок, и обеспечивать скорейшее создание суда», — говорил Глава государства в июне.
7 июня Верховная Рада приняла закон «О Высшем антикоррупционном суде». 11 июня его подписал Президент. Тогда Глава государства призывал правительство обеспечить финансирование создания Высшего антикоррупционного суда уже в нынешнем году. «Кое-кто меня критиковал, когда я обратился с просьбой завершить процедуру создания антикоррупционного суда в Украине уже в 2018 году. Это не обещание. Это наше общее дело», — заявлял он.
13 июня оказалось, что в документе появилась норма, которая не зачитывалась в Раде и не обсуждалась в профильном комитете. Согласно этой норме, апелляции по делам Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), которые уже поступили в суды, должны были рассматриваться в судах общей юрисдикции, а не в Антикоррупционном суде.
12 июля Верховная Рада приняла поправки в закон «О Высшем антикоррупционном суде», которые предусматривают подотчетность этому суду апелляций по коррупционным делам. На внесении этих изменений настаивали в МВФ и Госдепартаменте США.
2 августа закон подписал Президент. После этого стали озвучиваться новые временные рамки. 13 августа глава Высшей квалификационной комиссии судей Сергей Козьяков заявлял, что завершение конкурса по отбору судей в антикоррупционный суд планируется на февраль 2019 года.
17 октября глава Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) Назар Холодницкий заявил, что Высший антикоррупционный суд начнет свою работу не раньше апреля 2019 года.
«Если конкурсы будут проходить нормально, то первые приговоры относительно топ-коррупции сможем увидеть в мае-июне следующего года», – сказал тогда глава САП.
Время властью уже выиграно
По последней информации, Высшая квалификационная комиссия судей планирует завершить процедуры для работы антикоррупционного суда во второй декаде феврале 2019 года.
Об этом заявил замглавы комиссии Станислав Щотка. «Мы взяли на себя обязательства завершить наш процесс, комиссия не является окончательным компонентом – мы предоставляем рекомендации, которые направляются в Высший совет правосудия, после этого там идет еще свой процесс. Мы для себя установили планку, что это должна быть вторая декада февраля 2019 года», – сообщил он 7 декабря.
Отметим, что комиссия действует в соответствии с законом, по которому Высший антикоррупционный суд будет сформирован в течение 12 месяцев и начнет свою работу при условии назначения не менее 35 судей.
Впрочем, Станислав Щотка отметил, что если удастся ускорить процедуры для запуска Высшего антикоррупционного суда в Украине, то Высшая квалификационная комиссия судей сделает это. Эксперты отмечают отсутствие политической воли для этого.
Руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев считает, что Антикоррупционный суд не приступит к работе прежде президентских выборов, намеченных на 31 марта 2019 года. Золотарев отмечает, что Антикоррупционный суд был обещан западным партнерам в течение последних четырех лет. «Но власть со своей стороны сделала все, чтобы максимально оттянуть момент, чтобы дамоклов меч силовой неконтролируемой вертикали не сорвался ей на голову», — сказал он.
Политолог Руслан Бортник ранее отмечал, что время властью уже выиграно. После запуска пройдет еще время до первых приговоров и даже возможные фигуранты дел смогут принимать участие в парламентских выборах в октябре 2019 года. «Антикоррупционный суд первые свои решения вынесет не ранее 2020 год, то есть, после выборов. Многие чиновники останутся безнаказанными», — прогнозировал он.
По экспертному мнению, правящая в Украине команда опасалась, что независимый судебный орган сможет оказать влияние на формирование власти, привлекая к ответственности высших чиновников перед выборами.
В законе сказано, что Высший антикоррупционный суд будет рассматривать уголовные производства относительно коррупционных преступлений, таких как: Противоправное завладение имуществом предприятия; Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем; Декларирование недостоверной информации и др.
Высший антикоррупционный суд должен завершить создание вертикали органов противодействия коррупции, в которую входят Нацагенство по вопросам предупреждения коррупции (НАПК), Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП).
НАПК должен выявлять информацию о коррупции, НАБУ – расследовать коррупционные дела, САП – выступать обвинителем, а Высший антикоррупционный суд (ВАКС) – выносить приговоры. Таким образом, антикоррупционные органы смогут наказывать народных депутатов, министров, глав СБУ, ГПУ, премьера и других высокопоставленных чиновников.