Попытка ряда западных дипломатов «закрыть перед представителями действующей украинской власти двери на заседания Еврокомиссии», ссылаясь на нарушение Киевом прав оппозиции, с треском провалилась: Виктор Янукович изменил график своих зарубежных командировок. Отмена визита в Брюссель Президента Украины наглядно продемонстрировала объединенной Европе, что в своих взаимоотношениях с ней официальный Киев будет руководствоваться, в первую очередь, собственными государственными интересами. На каком языке продолжать диалог с Украиной, аналитикам ЕС остается только гадать.
Европе в очередной раз не удалось устроить Киеву «торжественную порку». Еще неделю назад председатель Еврокомиссии (ЕК) Жозе-Мануэл Баррозу с опаской заметил, что намеченный на 20 октября визит в Брюссель украинского Президента Виктора Януковича может попросту не состояться. Дескать, многие высокопоставленные чиновники ЕС наотрез отказываются общаться с главой государства, где якобы «грубо нарушаются права демократической оппозиции».
В своих прогнозах глава Европарламента Ежи Бузек зашел дальше — резко раскритиковав вынесенный лидеру партии «Батьківщина» Юлии Тимошенко приговор, он заявил, что без прекращения «давления на инакомыслящих» Киеву не видать «подписи Европы под Соглашением об ассоциации».
А премьер-министры Венгрии, Польши и Чехии Виктор Орбан, Дональд Туск и Петр Некас выступили с инициативой полного бойкота украинской делегации в Брюсселе, предложив покинуть зал заседания ЕК в тот момент, когда Янукович или кто-либо из его окружения начнут говорить о перспективах сотрудничества Киева с Евросоюзом. «Не будет свободы Тимошенко – нет и интеграции Украины в ЕС», — заметил Орбан. Поговаривают, что на 20 октября в бельгийской столице так называемые «международные правозащитники» даже запланировали массовые выступления против приезда в Бельгию главы украинского государства.
И произошло нечто, что поставило потенциальных «протестующих» в тупик. Виктор Янукович пошел на отмену пресловутого визита в Брюссель, объявив о намерении в «указанные сроки» посетить Кубу и Бразилию – страны, с которыми у Украины со времен обретения последней независимости, никогда не возникало ни политических, ни экономических разногласий. Более того, «действующие украинские власти» не преминули подчеркнуть: вообще-то приезд главы украинского государства в номинальную столицу Евросоюза носил бы исключительно формальный характер. Иными словами, Европа в свое время проигнорировала просьбу Киева включить в Соглашение об ассоциации пункт о перспективе членства Украины в Евросоюзе; таким образом, прорыва в двусторонних контактах не ожидал никто. Равно как в той же Европе никто не ожидал, что Киев заявит о своем личном видении ситуации с Тимошенко,в частности, и правами человека, в целом, и пусть и косвенным образом, но заставит Запад считаться со своим мнением.
«Так уж получилось, что именно 20 октября 2011 года еврочиновники наверняка сделали для себя вывод: сегодняшняя Украина – отнюдь не та страна, которую извне можно шантажировать ее внутриполитической ситуацией, — сказала в интервью агентству «ГолосUA» специальный наблюдатель при ЕС Пилар Вега. — Юлия Тимошенко действительно представляет часть украинской оппозиции, но процесс по ее делу, так или иначе, осуществлялся в рамках местного законодательства. В законы можно внести поправки, и это в Киеве, насколько мне известно, обсуждается. (Речь идет о так называемой «декриминализации деятельности». – Д.Б.). Однако, повторюсь — отношения власти и оппозиции являются внутренним делом Украины. На международном уровне в данном контексте должны применяться исключительно нормы дипломатии».
А вот теперь о главном. «Он [Янукович] призвал Запад уважать его страну. По словам Президента, у него сложилось мнение, что лидеры Европы и США «не хотят даже слушать его, ведь они попросту игнорируют утверждения о том, что глава государства не вмешивается в работу судебных органов, — пишет в газете «The Wall Street Journal» известный американский аналитик Джеймс Марсонс. – Несмотря на давление со стороны западных стран, Янукович отказался пересматривать приговор, вынесенный Тимошенко, подняв тем самым ставки в игре, которую он ведет, балансируя между своими влиятельными соседями – Европой и Россией».
Дальше – больше. В самое ближайшее время Евросоюз все-таки должен определиться с позицией по Украине и дать четкий ответ на вопрос, станет ли Объединенная Европа подписывать в декабре текущего года Договор об ассоциации Украины с ЕС. И здесь положительное или отрицательное решение вопроса явно зависит от последней стороны.
«Киев занял позицию опытного шахматиста, который, сделав ни к чему не обязывающий ход, занял, тем не менее, выжидательную позицию, — подчеркнул в комментарии агентству «ГолосUA» аналитик Центра исследования вопросов политики (Берлин) Юрген Науманн. – Теперь в высших европейских инстанциях всерьез задумаются, как поступить с Украиной, власти которой внезапно показали пример гордости в обсуждении собственной судьбы».
И это — правда. И сторонники, и противники интеграции Киева в структуры Евросоюза сегодня говорят о том, что «дверь в Европу для Украины приоткрыта». Вот только неизвестно, какую именно фразу услышит в эту дверь входящий: «Добро пожаловать!» или все-таки «Посторонним вход воспрещен!».