Гелена Микова
18:10 24/12/2009

Добрые руки для страны: зачем нужна инвентаризация приватизированных объектов?

У каждого человека есть любимый уголок его детства. Для меня это Пятихатки под Киевом. Бабушка устраивалась процедурной медсестрой в санаторий медиков и брала меня с собой на все лето. Рядом – пионерлагерь и большой пансионат союзного значения: недостатка в друзьях у нас, детей, не было. Сейчас там с одной стороны олигархические особняки, с другой – постаревшая и обветшавшая «рекреационная база». Бывший всесоюзный пансионат приватизирован и превращен в ночлежку для строителей. А вокруг дивная природа, сосновый лес. Нет только заботливого хозяина…

Этот пример – типичный для всего постсоветского пространства. Сотни тысяч предприятий, колхозов и совхозов, объектов соцкульбыта и научной сферы второпях проданы державой в частные руки. При этом – кому продали, за какие деньги, что сталось с бывшим народным имуществом – никого не волнует. 

Риторика апологетов приватизации сводилась к двум тезисам: государство – плохой менеджер и в частных руках любому предприятию лучше, поскольку частник будет вкладывать инвестиции. Но оказалось, что все это далеко не так. 

Разгосударствление имущества происходило у нас по принципу «налетай – подешевело!». Все, кроме «ходового товара», растягивалось за взятки, разбиралось по ваучерам обманутых граждан, прихватизировалось за долги. Инвестиции никто вкладывать не собирался. Действовали по принципу – запас карман не тянет.

А «ходовой товар» — это те производственные мощности, на которых можно заработать прибыль «здесь и сейчас». Они стали предметом жестокой схватки олигархических групп. Поделив между собой лучшие куски тяжпрома, олигархи отбросили Украину на десятилетия назад: наша страна превратилась в сырьевой придаток транснациональных корпораций. На мировой рынок по бросовым ценам выкидывается продукция металлургии и химического производства, немного – кормового зерна и рапса. Заработанные на этом деньги вкладываются в недвижимость, предметы роскоши и… политику. В производство и науку – практически ничего. 

Сфера высоких технологий, где Украина могла бы достигнуть многого, оказалась на задворках. У государства традиционно не хватает средств. А олигархи не желают вкладывать свои прибыли в те отрасли, где отдачи нужно ждать не один год. Доходит до цинизма: предприятия, способные разрабатывать и производить уникальную аппаратуру, банкротятся и распродаются на металлолом. Научный потенциал стареет, а талантливая молодежь ищет себе применения за границей. Еще немного, и все ценное, что досталось нам в наследство от Советской Союза, включая человеческий ресурс, будет утрачено. 

Вместе с тем, условия для возобновления производства есть всегда. Нужно только сравнить два критерия: потребности экономики и возможности предприятий. Скажем, впереди у нас – «Евро-2012». Нужно достраивать аэропорты, модернизировать коммунальную инфраструктуру, возводить гостиницы, улучшать телефонную связь. Сотни иностранных компаний вьюном вьются вокруг наших должностных лиц, ответственных за госзакупки. И вместе с тем, есть огромное количество полумертвых предприятий, доведенных «инвесторами» до ручки, погрязших в долгах, которые могли бы прекраснейшим образом справиться со всеми поставленными задачами, если бы государство загрузило их работой. В условиях кризиса это крайне важно, поскольку запустить маховик экономики может только повышение платежеспособного спроса. А для этого нужно сохранить имеющиеся рабочие места и создать новые. А проблема градообразующих предприятий? Сколько человеческих трагедий, сколько самоубийств произошло в тех «депрессивных регионах», где прекратили свою работу заводы-кормильцы! 

Аналогичная ситуация – и в России. Но если украинские чиновники поговорили и забыли, то российские власти после разбора полетов в Пикалево и Котовске приступили к «приватизационной инвентаризации». Результаты налицо – в Пикалево, где предприятие до сих пор не возвращено государству, ситуация все еще сложная. А в Котовске Тамбовской области губернатор решился на нестандартный шаг: выкупил предприятие, на котором было занято порядка двух тысяч сотрудников, всего за $30 тыс. Большего собственникам разоренного лакокрасочного завода не причиталось, решили местные власти, они и так сначала вывели ценные активы, а потом бросили рабочих на произвол судьбы. 

И что вы думаете? Уже через месяц отобранный завод заработал на полную мощность. Оказалось, что российским олигархам, прихватившим его, как и нашим, было просто не до красок и лаков. А то, что людям и целому городу надо как-то жить и чем-то кормиться, их не волновало. Сытый голодному не товарищ. В результате российские власти на региональном и федеральном уровне начали повальную инвентаризацию собственности. Стартовала она в марте 2009 года, соответственно к марту 2010-го должны быть первые итоги. 

Наш Фонд госимущества тоже вроде бы за инвентаризацию. Более того, уже давненько рапортовал, что реализация проекта создания единой базы данных предприятий всех форм собственности в Украине завершена на 90%. Даже подсчитали убытки от бесхозяйственного и незаконного использования имущества государства, которые составляют десятки миллиардов гривен. Но дальше этих подсчетов дело не пошло. Нынешней власти не хватило духу стукнуть кулаком и предъявить претензии нерадивым собственникам, зато лоббистам вполне хватило денег, чтобы чиновники закрыли глаза и на массовые увольнения работников (под видом кризиса), и на хищение основных фондов и на грубые нарушения соцобязательств.  

«Государство должно иметь собственность, чтобы решать проблемы ликвидации безработицы, повышения уровня заработной платы, регулирования тарифов и цен, реализации социальных программы, — говорит лидер Компартии Украины, кандидат в Президенты от Блока левых и левоцентристских сил Петр Симоненко. – То есть государство должно иметь материальную базу для решения проблемы развития производства в стране и повышение уровня социальной безопасности и экономической безопасности страны. Поэтому мы поставили себе целью провести инвентаризацию приватизированной собственности. Получил собственность по договору от государства в управление, – пожалуйста, должен ответить, выполнил ли ты все приватизационные обязательства или нет. Выполнил – работай дальше, не выполнил – мы проанализируем, почему именно: если ты жулик – и использовал все для собственного обогащения, то предприятие немедленно будет возвращено государству…», — подытоживает он. 

Петр Симоненко, безусловно, прав. И более того – он единственный из кандидатов на высший государственный пост, кто способен разрушить круговую поруку неэффективных собственников и коррумпированных чиновников, поскольку его команда ничего не прихватывала и не прикупала. Поэтому коммунисты никому ничего не должны, в отличие от других политических сил, которые нередко живут на деньги тех же недобросовестных приватизаторов. 

И тогда, возможно, произойдет обыкновенное чудо: картинка, сохранившаяся в моей памяти с детства, станет реальность. Пионерский лагерь оживет, подкрасится, починится, там вновь зазвучат детские голоса. А родители детишек – простые труженики, будут снова отдыхать среди соснового бора, в ожившем пансионате, который очень просто можно возродить к жизни всем миром. Достаточно лишь, чтобы нашлись добрые руки – как для собственности, так и для страны.  

 

Читайте также по теме