Долговой спор между Россией и Украиной, предметом которого являются 3 млрд долларов, никак не разрешается. На последней встрече глав финансовых ведомств двух стран, которая состоялось в начале октября в Перу в рамках мероприятий G20, стороны не достигли прогресса, а лишь повторно озвучили свои позиции в данном деле…
В переговорном тупике
Москва продолжает настаивать на полном возврате долга в оговоренные сроки (декабрь 2015 года), так как считает себя официальным кредитором, а также призывает Международный валютный фонд (МВФ) дополнительно выдать Киеву 3 млрд долларов для погашения. Украина же стоит на том, что заимствование (напомним, оно оформлено в виде еврооблигаций), имеет коммерческий характер и, следовательно, попадает в периметр реструктуризации. В то же время МВФ пока не определился со статусом данного долга, назвав его «вопросом будущего», хотя именно он создает реальное препятствие в сотрудничестве МВФ с Украиной.
Так, программа расширенного финансирования МВФ (EFF), по которой страна уже получила два транша общим объемом 6,7 млрд долларов, предполагает обязательное погашение государством-получателем финансовой помощи всех межправительственных кредитов. Украине остается только надеяться, что планы фонда по изменению этого порядка в итоге воплотятся в жизнь, а не окажутся элементом давления на РФ.
Чего стоит ждать
В целом существует несколько сценариев развития ситуации. Первый и самый маловероятный — Украина рассчитывается с РФ в полной мере, используя для этого золотовалютные резервы (ЗВР). Почему этот вариант не имеет перспективы? Во-первых, подобный шаг идет вразрез с требованиями МВФ в части объемов ЗВР страны, во-вторых, передача России такой значительной суммы денег может оказаться политически неприемлемой для Президента Украины Петра Порошенко, который ранее назвал российский кредит «взяткой». /> Второй сценарий предполагает переход полемики в судебную плоскость: претензии сторон будет изучать международный коммерческий арбитраж. В нем РФ будет аргументировать свою позицию тем, что деньги выдавались с характерной для межправительственных кредитов низкой ставкой (5%), тогда как Украина в то время была в состоянии брать более дорогие кредиты. Вместе с тем в пользу Киева будет говорить то, что деньги, которые Москва использовала для покупки украинских долговых бумаг, шли не из госбюджета РФ, а из суверенного фонда (Фонда национального благосостояния, ФНБ). Кроме того, долг был размещены на Ирландской фондовой бирже, что несвойственно для суверенных заимствований, поскольку они, как привило, идут напрямую — из одних рук в другие.
Экономист Борис Кушнирук считает, что сегодня ни Украине ни РФ не выгодно встревать в судебную тяжбу
«Если этот долг признают межгосударственным, нам придется судиться с Россией, подав встречный иск по нанесению убытков Украине. При этом РФ окажется в довольно сложной ситуации. На мой взгляд, риски и для Украины существуют, Россия рассчитывает на то, что МВФ не сможет далее сотрудничать с Украиной при наличии этого долга», — пояснил он.
Третий сценарий подразумевает, что МВФ перекупает долг у РФ, однако тогда Украина теряет всякую надежду на его реструктуризацию.
«Россия предложила, чтобы МВФ подключился к этому переговорному процессу и включил 3 млрд долларов в общую программу финансирования. Ведь на сегодняшний момент, Россия с Украиной никогда не договорятся – слишком велики политические амбиции. Но если подключится МВФ – большая вероятность того, что компромисс постараются найти. Он может выступить некоторым гарантом — выделить эту сумму или перекупить этот долг», – сказал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
По его словам, вопрос о реструктуризации долга больше не экономического, а политического характера.
«До декабря месяца, когда Украина должна погасить этот долг, еще время есть, как и на то, чтобы попиариться, поругаться и сделать грозные заявления. В любом случае, политикам будет чем развлечься», — резюмировал А. Охрименко.