Широко разрекламированное «списание» или «рестурктуризация» части государственного долга оказалось далеко не панацеей от дефолта, о чем неоднократно вещали и премьер-министр и министр финансов Украины.
Глава Минфина Наталья Яресько в интервью от 3 сентября 2015 года, признала, что Украина уже находится в состоянии технического дефолта. Что является абсолютной правдой и о чем уже больше года говорят независимые эксперты. Вот только дальнейшие слова министра выглядят совершеннейшим бредом и ненаучной фантастикой. Яресько полагает, что после обмена облигаций «старых» займов на «новые» кредитный рейтинг Украины автоматически поднимется. «Кредиторы становятся нашими союзниками, инвестиционная сфера сейчас заинтересована в росте, потому что без него они ничего не получат в будущем», — утверждает глава Минфина.
При этом, слова о техническом дефолте остаются как бы частным мнением министра. В реальности же, как справедливо отмечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, все симптомы дефолта уже есть: девальвация, инфляция, рост безработицы. Но правительство, чтобы не признавать факт дефолта, может говорить о моратории на внешние выплаты или использовать иные эвфемизмы. Мораторий ведь более нейтральное слово, чем дефолт. Да и лицо позволяет сохранить как перед международными финансовыми институтами, так и перед народом. Ну кому захочется быть членами правительства, которое впервые довело страну до дефолта, задается вопросом А.Охрименко?
Возможное соглашение с частью кредиторов никак не скажется на том, что Украина и дальше будет жить в состоянии технического дефолта. Мало того, вместо реструктуризации или списания долгов правительство договаривается с кредиторами об обмене долговых обязательств со сроками погашения в ближайшие 5 лет на более «долгие» сроки. Мало того, чтобы компенсировать возможные потери для кредиторов им предлагается более высокая ставка – нефиксированная и не менее 7,75% готовых в будущем, вместе фиксированных 7,25% сейчас. Кроме того, кредиторам будут выданы бонусные долговые бумаги, по которым они будут получать прибыль до 2040 года. Это выпуск так называемых VRI-облигаций (инструмент возобновления стоимости), дает возможность их держателям при росте экономики получать в течение 20 лет дополнительные доходы в виде части ВВП. Причем в процентах от роста: от 15 до 40% от превышения показателя в 3% . В первые 5 лет ограничения по выплатам на такие бумаги составит – 1% ВВП (или не более 1,2 млрд долларов США). В следующие 15 лет никаких ограничений не предвидится. По словам экс-министра экономики Украины Виктора Суслова, таким образом правительство, точнее, отдельные его члены, безусловно, преследуя свои личные интересы, пытаются продать будущие доходы Украины на 25 лет вперед.
В этом же уверен и исполнительный директор Международного фонда Блейзера (The Bleyzer Foundation) Олег Устенко. По его словам, если договор о реструктуризации будет ратифицирован Украиной и комитетом кредиторов, то срок возврата кредитов увеличится на 4 года и после этого дано право владельцам наших евробондов получать часть нашего ВВП, начиная с 2021 года. «И это не просто часть, а около 40% от роста нашего ВВП они смогут забирать дополнительно себе за то, что пошли нам сейчас на уступки, в случае превышения нашего экономического роста от 3%. То есть, например, если мы будем иметь рост ВВП 5%, то от этих 2% мы должны будем еще дополнительно отдавать 40% нашим кредиторам как дань за то, что они пошли на сделку сейчас. Речь идет о том, что мы будем отдавать 0,4% от каждого процента нашего дополнительного роста с 2021 по 2040 год», — пояснил О.Устенко.
Вот такое чудесное соглашение хотят протащить 15 сентября и кредиторы и украинское правительство.