Курс доллара пополз вверх. Так, в течение месяца «зеленый» последовательно укреплялся и уже пробил отметку в 28 гривен.
В НБУ текущую динамику объясняют увеличением спроса на американскую валюту на межбанке.
Как пишет в Facebook глава Совета Национального банка Богдан Данилишин, сегодня повышенный интерес экономических субъектов к доллару «может свидетельствовать об усилении девальвационных ожиданий».
Эта тенденция происходит на фоне неопределенности с COVID-19 и перспективы введения новых ограничений.
Напомним, на 21 сентября в «оранжевой» карантинной зоне оказались Киев, Винница, Харьков, Хмельницкий, Черновцы, Ужгород, Ивано-Франковск, Сумы, Тернополь.
Вместе с тем НБУ пока не будет вмешиваться в валютно-курсовую ситуацию, ограничившись мониторингом событий. Со слов Данилишина, поводом для интервенций регулятора на валютном рынке должны стать значительные перекосы в спросе и предложении. Но пока их нет, говорят чиновники.
Примечательно, что ранее Президент Владимир Зеленский говорил, что доллар должен стоить 30 гривен.
В целом можно предположить, что сегодня власти не против «мягкой» девальвации, так как она может помочь хромающему госбюджету.
Надо сказать, что не все хорошо с государственной казной с начала карантина. Из-за пандемии коронавируса госбюджет-2020 подлежал существенной ревизии: дефицит увеличили до почти 300 млрд гривен.
В первом полугодии 2020 года план доходов государственного бюджета недовыполнен на 38 млрд гривен. Также в январе-июне реальный ВВП снизился на 6,7%, а выпуск промышленной продукции — на 8,3%. Также наблюдается уменьшение кредитования и отток прямых иностранных инвестиций, говорят специалисты Счетной палаты.
«Двигателем девальвации является внутренний дефицит госбюджет. Нынешнею девальвацию нельзя назвать проблемой. Сложностью можно назвать то, что девальвация находится на таком низком уровне. По большому счету, если бы у нас был сформирован дефицит, который прописан в бюджете (8% ВВП), то курс был бы не 28 гривен за доллар, а 30. А инфляция была бы не 3-4%, а 10-15%. В Украине идет искусственное сдерживание курса, которое происходит из-за институциональной неспособности Минфина финансировать масштабные социально-экономические проекты, направленные на минимизацию последствий кризиса. То, что мы сейчас видим, является лишь частичным отражением наполнения дефицита бюджета. Потому девальвация является ползучей», — комментирует экономист Алексей Кущ.
Отметим, что положительный эффект от укрепления доллара состоит в увеличении поступлений от таможни, где сборы уплачиваются в иностранной валюте. Также от подорожания «доллара» выигрывают экспортеры, которые сбывают внутри страны свою валютную выручку.
Глава Совета НБУ Данилишин отмечает, что ослабление национальной валюты будет содействовать балансировке макроэкономических показателей.
Однако из-за подорожания доллара будут расти цены на импортную продукцию и товары с импортной составляющей. Таким образом будет раскручиваться спираль инфляции.
Вместе с тем в НБУ не видят предпосылок для значительных скачков курса доллара до конца текущего года, однако турбулентность не исключается.
«В условиях отсутствия шоков мы не ожидаем существенных колебаний на валютном рынке […] Мы считаем, что гибкое курсообразование является важным элементом политики инфляционного таргетирования и выступает предохранителем накопления дисбалансов в экономике» — сказал в начале сентября заместитель главы Национального банка Юрий Гелетий.
Ранее экономист Александ Охрименко прогнозировал, что стоимость доллара будет в коридоре 27-28 гривен, если не будет каких-либо серьезных событий до конца.
Другие же эксперты указывают на эпидемиологические угрозы с приходом осенне-зимнего сезона и, как следствие, коррекции карантинного режима в стране, вплоть до жестких мер. А новые ограничения могут все изменить.
Что касается следующего года, то проекте госбюджета-2021 зафиксирован курс на уровне 29,1 грн/долл. Однако, как будут обстоят дела с «зеленым» в действительности, пока трудно спрогнозировать.
«Курс в госбюджете – это технический показатель, который закладывается для урегулирования расходов и доходов», — напоминает экономист Кущ.