Планы правительства по рекордным доходам госбюджета, по экспертному мнению, будут выполняться за счет обесценивания гривны и инфляции. Рекордные военные расходы, дескать, влекут «очередное политическое игрище», а предвыборный год сулит повышение уровня жизни… чиновникам.
Экономического роста не будет
В пятницу, 22 сентября, в Верховной Раде планируют приступить к рассмотрению проекта Госбюджета на 2018 год.
Инфляция в нем запланирована на уровне 7% (в 2017-м планировалось 8,3%,), дефицит госбюджета — 2,4% от ВВП (вместо 3% в 2017-ом). «Расчеты осуществлены с использованием прогнозного курса на конец года 30,1 грн/долл. США», — говорится в документе. Ранее публике презентовали курс 29.3. А проект был представлен в Кабмине как «бюджет роста».
Экономист Всеволод Степанюк считает, что об экономическом росте не может быть и речи. По его словам, для обеспечения экономического роста в 2018 году, курс национальной валюты желательно не опускать ниже 27 грн за доллар.
«Если курс падает, то экспортеры несут убытки. Особенно те, у которых длинный цикл производства. Если учитывать, что основные экспортеры у нас аграрии — цикл производства составляет примерно год. И, соответственно, будет недопоступление налогов в бюджет, которое придется компенсировать за счет печатного станка», — говорит эксперт.
А правительство планирует, что доходы сводного бюджета (государственного и местных) должны вырасти на 15% и превысить триллион (1,12 трлн грн против — 974 млрд грн в этом году). При этом сообщается, что налоги повышать не будут, а доходы увеличатся за счет экономического роста.
Так, проект государственного бюджета Украины на 2018 год предусматривает рост валового внутреннего продукта (ВВП) на 3%, сообщил премьер-министр Владимир Гройсман. И затем выразил уверенность, что этот показатель можно удвоить (то есть, поднять до 6%. — Авт.).
«Мы можем превысить этот показатель, когда мы будем инвестировать и когда будем проводить системные реформы, запланированные именно в сентябре, октябре и ноябре 2017 года», – сказал он на заседании Кабинета министров в пятницу 15 сентября.
Расчет на «план Маршалла»?
Примечательно, что в день презентации бюджета в столице проходила встреча «Ялтинской европейской стратегии» (YES) с участием более 350 политиков, дипломатов, бизнесменов и экспертов из 34 стран.
Финансовый аналитик Алексей Кущ отмечает, что на форуме много говорили о подготовленном Литвой «плане Маршалла» для Украины, который рассчитан на перспективу до 10 лет и предусматривает как минимум 5 млрд евро прямых инвестиций в развитие экономики ежегодно для обеспечения экономического роста в 6%. Среди доноров: ЕС, США, Канада, Япония, Европейский инвестиционный банк.
Аналитик рассказывает, что на вопрос, «куда будете вкладывать?», наши чиновники отвечали: «Будем строить дороги».
«Воспитанные европейцы уже в кулуарах спрашивали: «Неужели в Киеве процесс строительства дорог представляют по фотографиям тридцатых годов прошлого века, когда сотни людей с кирками и лопатами прокладывали автобаны. И что в плане структурной перестройки экономики даст строительство новых дорог? Рост добычи щебня и гранита…», — описывает Алексей Кущ.
Отметим, что на строительство дорог в проекте бюджета закладывается 44 млрд грн. То есть, на 12 млрд грн больше, чем теперь (в 2017-ом — 32,2 млрд грн). Часть средств правительство собирается получить от международных доноров.
Следует отметить, что предложения по механизмам реализации «плана Маршала» правительство обещает подготовить к 23 сентября. Уже после того, как в Раде будет представлен Госбюджет-2018.
Экономический эксперт Александр Охрименко заявляет, что «план Маршалла»- это «обычная маниловщина, которая не имеет никаких перспектив». Эксперт уверен, что Украина обладает достаточными ресурсами для того, чтобы обеспечить рост экономики. «Единственное, что для этого нужно, — стабильность, а не бардак», — говорит он.
При этом эксперт заявил в СМИ, что оптимистичный госбюджет правительство планирует выполнить за счет девальвации гривны. У Охрименко вызывают сомнения такие источники доходов, как спецконфискация имущества бывших чиновников (4 млрд грн) и приватизация (22 млрд грн).
Дескать, дефицит госбюджета в 2,4% закладывается без учета долгов по НДС, долгов по зарплатам госпредприятий и «дыры» Пенсионного фонда в 150 млрд грн. «Долги по субсидиям ЖКХ — 25 миллиардов. А Гройсман говорит, что у нас профицит бюджета 27 миллиардов. Отнимите 25 миллиардов и что будет? Практически выходим в ноль», — говорит он.
Плюс миллиард долларов на войну, приглашая миротворцев ООН
Правительство предусмотрело рост военных расходов. Так, на нужды безопасности и обороны выделяется 165 млрд грн (5% ВВП). По нынешнему курсу сумма равна 6,3 млрд долларов. Это более чем на миллиард долларов превышает оборонные расходы в нынешнем году, которые составили 136 млрд гривен (5,1 млрд долларов).
Национальная гвардия получит около 11 млрд грн, национальная полиция – 24,3 млрд, госпогранслужба – 9 млрд, госслужба по чрезвычайным ситуациям – 10,7 млрд, СБУ – 7,6 млрд грн.
Министерство обороны получит 83,3 млрд грн. В том числе армия получит 60 млрд (на 11 млрд больше), на закупку вооружения — 16,4 млрд (на 6,5 млрд больше, чем в этом году).
Принимать госбюджет будут после того, как Президент Петр Порошенко на Генассамблее ОНН 20 сентября представит идею о развертывании миротворческой миссии Организации Объединенных Наций на Донбассе.
Ранее заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука сообщил, что на Донбасс нужно ввести 40-60 тысяч миротворцев ООН. Это сопоставимо с численностью ВСУ в зоне конфликта.
Но как объясняется значительный рост военного бюджета на фоне мирных инициатив? Военный эксперт Игорь Козий полагает, что денег все равно не хватит на нужды армии. Эксперт отмечает, что под вопросом контролируемость сумм зарубежной военной помощи, которая поступает в страну. «После выдачи денежной помощи средства могут просто исчезнуть», — говорит он.
Кроме того, под вопросом наполняемость специального фонда госбюджета. «Специальный фонд, как правило, складывается из продажи избыточной военной техники. Мы распродали уже избыточную технику, и сейчас я не знаю, из чего будет составляться этот специальный фонд», — заявил Игорь Козий.
Он не исключает «очередное политическое игрище под названием «Кто контролирует денежные потоки».
Предвыборный год – подачки не для всех
Согласно документу, прожиточный минимум на одного человека в расчете на месяц с 1 января 2018 года составит 1 700 грн, с 1 июля — 1 777 грн, с 1 декабря — 1 853 грн.
При этом минимальная зарплата (с которой платятся налоги в госбюджет) увеличится на 523 грн, или на 16,3%, и составит 3 723 грн.
Пенсии вырастут так: для лиц, утративших трудоспособность: с 1 января 2018 года — 1373 гривны, с 1 июля — 1435 гривен, с 1 декабря — 1497 гривен. А расходы на выплату академических стипендий студентам (курсантам) высших учебных заведений на уровне 3 млрд 164 млн 705,6 тыс. грн, что меньше на 20,6%.
Расходы на Генеральную прокуратуру Украины из общего фонда государственного бюджета в 2018 году вырастут почти на 1 млрд грн по сравнению с 2017 годом. Расходы для хозяйственно-финансового департамента секретариата Кабинета министров Украины — на уровне 1 млрд 503 млн 793,9 тыс. грн, что на 27,8% больше, чем в бюджете на 2017 год.
При этом на зарплату работников секретариата КМУ предложено направить из общего фонда 307 млн 491,3 тыс. грн. Политолог Руслан Бортник поясняет, что 2018 год — предвыборный. Очередные президентские выборы планируются весной 2019 года, а парламентские — осенью.
«Главная задача власти — добиться лояльности чиновничьего аппарата в преддверии непопулярных реформ и выборов. Зарплаты чиновников будут повышаться и дальше. Это неизбежно», — констатирует он.