От укрепившейся гривны населению проку мало — цены не снизились, а вот обвал нацвалюты может быть катастрофическим. Эксперты отмечают, что предпосылки имеются – спекулятивный пузырь облигаций Нацбанка грозит лопнуть.
Гривна растет, а цены не падают
Национальный банк готовит украинскую банковскую систему к обвалу курса гривны до 40 грн за доллар. Об этом сообщил сайт «Дубинский. про», связанный с заместителем главы комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Александром Дубинским.
Ссылаясь на источники в коммерческих банках, сайт утверждает, что от банковского сообщества, требуют готовиться к стихийной девальвации. Якобы при проведении стресс-тестирования украинских банков НБУ закладывает в негативный сценарий обвал курса гривны до уровня 40 грн за доллар.
«Более того, от банков требуют проводить капитализацию своих структур на уровне, позволяющем финучреждениям выдержать девальвацию до значения 40 грн за доллар. Банки, которые не смогут сформировать соответствующую страховую защиту для такой девальвации, могут остаться без лицензий», — утверждает сайт.
Напомним, что госбюджет будущего года построен на прогнозе 27 грн за доллар.
Эксперты отмечают, что с начала 2019-го гривна укрепилась почти на 15%. Однако потребительские цены не падают, а порой и растут в пересчете на гривны — дескать, картофель на рынках в полтора раза дороже, чем в Европе. Тем не менее, премьер-министр Алексей Гончарук утверждает: «Укрепление гривны — это хорошо для граждан Украины, так как они становятся богаче. Каждая гривна, которую человек получает, становится важнее. За нее можно больше купить».
А то, что при окрепшей гривне цены не падают, премьер прокомментировал так: «С этим нужно работать. Это работа Антимонопольного комитета. Мы сейчас делаем все для того, чтобы уровень конкуренции на всех этих рынках был сильнее, и, как следствие, цены снижались быстрее».
Экономист Всеволод Степанюк парирует, что это теория рынка XIX века, а на самом деле сейчас в развитых странах рынок регулируется. «Должен быть государственный контроль над планированием с данными кто, что, где и по какой цене выращивает и где продает, допустим, в США. Поэтому эти заявления Гончарука о том, рынок расставит все на свои места, это глупость», — сказал Степанюк.
От укрепившейся гривны населению мало толку. «В Украине очень дорогая электроэнергия, и бензин – дороже, чем в Америке… Не работают рыночные механизмы, у нас нет внутреннего рынка, нет достаточной емкости, чтобы заработали рыночные механизмы. У нас народ очень бедный, поэтому покупателей аграрной продукции в стране – миллиона три. Остальные, извините, считают копейки у кассы и берут продукты только так, чтобы выжить. Поэтому о каком рынке в Украине может идти речь?» — перечислил Всеволод Степанюк.
Отметим, что и производители сетуют на внезапное укрепление нацвалюты. Бизнесмен, совладелец холдинга «Молочный альянс» Александр Деркач бьет тревогу: «Укрепилась гривна. С 27 грн в конце марта до 24 сейчас. Посчитаем потери экспортеров… Получим 3 млрд долларов потерь с 1 апреля. 75 млрд грн — на эту сумму упадет прибыль предприятий за год. Потому что их затраты в гривне не уменьшились. Из этой суммы не были уплачены налоги в бюджет. Не были сделаны какие-то инвестиции, не были выплачены дополнительные деньги людям».
Дефолт и распродажа земли
Александр Деркач в своем блоге для издания НВ отмечает, что укрепление гривны на 15 % нивелирует доходы предприятий-экспортеров пищевой промышленности. «Для предприятий, производящих конечную продукцию, например, для пищевой промышленности, 15%, это практически весь заработок от экспорта. Если курс будет падать, а затраты нет, им станет не выгодно экспортировать, и поступления валюты в страну еще уменьшатся», — прогнозирует он.
Отметим, что дефицит внешнеторгового баланса уже приближается к 4 млрд долларов. А бизнесмен указывает и причину внезапного укрепления нацвалюты: «На рынок пришли нерезиденты, проконвертировали 4 млрд долларов в гривну и купили ОВГЗ».
ОВГЗ — это облигации внутреннего государственного займа. В этом году их стали активно продавать иностранцам, Национальный банк разрешил нерезидентам, которые купили облигации госдолга, продавать их и без ограничений выводить деньги за границу. Ранее действовал лимит в 5 млн евро в месяц, но в сентябре это ограничение отменили. Власти предлагают немалые процентные ставки: в среднем 14-16%, и лишь недавно доходности начали снижаться до 12-13% годовых.
Если на конец прошлого года доля нерезидентов среди владельцев украинских внутренних ценных бумаг составляла 0,8%, то теперь – 12,5%. А в целом портфель ОВГЗ вырос с начала года в 15,4 раза, до 97,8 млрд гривен.
Глава Нацбанка Яков Смолий заявляет, что даже в случае негативной ситуации на финансовом рынке инвесторы не смогут быстро вывести эти деньги из ОВГЗ, и падения курса гривны не будет. «Портфель нерезидентов в ценных бумагах правительства достаточно сбалансирован, благодаря тому, что Министерство финансов размещало ценные бумаги с различным сроком обращения», ‒ говорит председатель Нацбанка.
Однако эксперты отмечают уязвимость гривны. Экономист Виктор Скаршевский приводит в пример ситуацию, когда на протяжении октября портфель нерезидентов практически не изменился, увеличившись в гривне всего на 0,7%. «Другими словами, приток валюты от нерезидентов для покупки гривневых ОВГЗ в октябре резко уменьшился. Что сразу же сказалось на обменном курсе — доллар подорожал на 1 гривну: с 24,1 грн за доллар на 27 сентября до 25,1 грн за доллар — 29 октября», — писал экономист в Facebook.
Александр Дубинский заявляет, что «сейчас нас фактически ведут к дефолту, чтобы в 2020 году, когда откроется рынок земли, забрать вместо денег по облигациям землю».
Он отмечает, что в случае дефолта государство расплачивается активами, а их стоимость падает. Дескать, 10 млн га земли, которые сейчас находятся в государственном земельном банке фактически стоят по 3 тыс. долларов за гектар. «Общая сумма — фактически 30 млрд долларов. По облигациям мы должны 10 млрд долларов. Если страна пойдет в дефолт, то за эти десять мы отдадим землю, которая стоит тридцать. Вот и все», — заявляет он.
Всеволод Степанюк считает, что и без дефолта ситуация тревожная, дескать, на стране укрепление курса сказывается самым пагубным образом — уже полгода падает экономика. «То есть, промышленность уже падает полгода, причем темпы падения ускорились до 5% в месяц. Это «заслуга» такого курса доллара. Люди купили продукцию по курсу 27, а теперь должны продавать по курсу 24 гривны за доллар, из-за чего становятся банкротами или просто сокращают производство. Зато зарабатывают те, кто находится в финансовом секторе ОВГЗ», — отмечает экономист.
По его мнению, курс доллара непременно вырастет, и произойдет это в ближайшее время — в период новогодних праздников. «Если убрать ОВГЗ, то есть спекулятивную составляющую, то курс доллара должен быть 27 гривен. Не исключаю, что курс доллара в январе может вырасти до такой отметки», — прогнозирует он.