Валютный рынок ждут кардинальные изменения: в Верховную Раду внесли профильный законопроект, основной тезис которого — разрешено все, что не запрещено. То есть, архаичный и запретительный подход в валютной сфере будет сменен на либеральную модель. Так, по крайне мере, говорят финансовые власти…
Свобода движения капитала
Потребность в преобразовании валютной сферы назрела давно. Это признает власть, на этом настаивает экспертная среда. Сегодня валютный рынок регулируется декретом Кабинета министров от 1993 года, который устарел и усложнен массой дополнений и изменений. Поэтому миссия нового закона очевидна – модернизировать правила игры и вобрать в себя все имеющиеся наработки, став единым и базовым сводом норм для рынка. Законопроект готовился три года, над ним работали эксперты и представители регулятора. Самому документу предшествовала концепция от НБУ, а далее был период длительного обсуждения. И вот в марте текущего года в парламенте зарегистрировали финальную версию документа (№ 8152), включающую правки Президента. Процесс запущен не просто так, закон создан во исполнение обязательств Украины перед ЕС.
«Сегодня наши финансовые власти вынуждены выполнять требования ЕС в соответствии с подписанным договором об ассоциации с Европейским Союзом. У нас никто бы не ускорялся с принятием нового закона о валюте, если бы не соглашение с ЕС», — поясняет директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров.
Что же несет новый закон? Во-первых, он признает свободу проведения валютных операций. Во-вторых, снимает ограничения. В-третьих, вводит понятие валютного надзора.
«Сейчас идет изучение его (закон «О валюте» – Авт.) положений. На первый взгляд, как мы считаем, он является достаточно конструктивным материалом для того, чтобы мы могли поработать и подготовить его к первому чтению. Он управляет всеми аспектами валютного регулирования. И сегодня мы видим, что есть возможность собрать все аспекты в один законопроект, сделать базовый закон. Он предвидит значительную либерализацию валютного регулирования», — комментирует народный депутат Украины, первый заместитель Главы комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Михаил Довбенко.
Инвестиции, экспорт и переводы
Со слов представителей НБУ, новый закон будет способствовать притоку иностранных инвестиций в страну. Это будет происходить по причине отмены ограничительных мер в валютной сфере. К примеру, по новому закону, не понадобится регистрировать кредиты от нерезидентов. В целом, более 40% операций с валютой не будут подлежать контролю.
«Сегодня они (ограничения на валютном рынке – Авт.) не позволяют инвестору или бизнесмену предвидеть проблематику в долгосрочной перспективе. У них нет уверенности, нет доверия к тому, что через неделю-месяц что-то не изменится. Новый закон будет давать уверенность вести бизнес в долгосрочной перспективе», — отметил Довбенко.
Новый закон коснется и рядовых украинцев. Так, для граждан, которые будут покупать или переводить валюту на сумму до 150 тысяч гривен в эквиваленте, будет отменен валютный контроль, выраженный изнуряющей бюрократией. Это сильно упростит жизнь для тех, кто хочет оплатить товары или услуги иностранных компаний или перечислить средства за учебу в иностранном вузе.
Большие надежды на законопроект возлагают и экспортеры, ведь сегодня они должны в обязательном порядке продавать на внутреннем рынке часть своей валютной выручки (50%), а постоянная продажа/покупка долларов негативно отражается на их финансовых результатах из-за волатильности курса и банковских комиссий. Законопроект предполагает отмену этого требования, как и граничные сроки расчета по экспорту/импорту.
Также новым законопроектом предлагается оставить две лицензии: банковскую и валютную (будет выдаваться небанковским финансовым учреждениям). При этом индивидуальные лицензии отменяются. Это, со слов чиновников, означает, что инвестиции за рубеж станут более доступными.
В то же время эксперты утверждают, любая форма лицензирования валютных операций не соответствует духу свободного и прозрачного движения капитала.
Как бы то ни было, быстрых перемен ждать не стоит. Во-первых, законопроект пройдет два чтения в парламенте и паузы между ними могут быть длительными, а содержание документа может сильно измениться. Во-вторых, закон вступит в силу через полгода после его принятия, когда власти подгонят под него нормативно-правовую базу.
«Дай Бог, чтобы в этом году он (закон – Ред.) был принят. Мы должны либерализовать валютное регулирование, и второй его этап осуществить после 2020 года», — говорит Гончаров.
Но либерализация не означает отсутствие у НБУ рычагов управления. Так, в случае серьезных курсовых колебаний и угроз стабильности национальной валюты, регулятор оставляет за собой право на экстренное реагирование, как-то: требование обязательной продажи части валютной выручки, установление сроков расчетов по экспортно-импортным контрактам, резервирование средств по валютным операциям, специальные разрешения на проведение отдельных операций. То есть, как и прежде регулятор в случае форс-мажора может применять традиционные методы.
Помимо этого, банки по-прежнему будут иметь право требовать от юридических и физических лиц документы о проведенных операциях, а ГФС – проверять соблюдение норм валютного законодательства.