В Украине продолжается процесс реформирования правоохранительной системы. В Национальной полиции сообщили о новой фазе преобразования силового органа — создании дорожной полиции, в чьи функции войдет обеспечение правопорядка на трассах национального и международного значения.
Согласно планам руководства полиции, новое подразделение заработает во второй половине 2017 года. Как рассказал начальник Департамента патрульной полиции Евгений Жуков, набор в дорожную полицию будет проходить в два раунда: первый завершится в августе, а второй – в декабре.
В целом, по словам Е. Жукова, к патрулированию дорог планируется привлечь 2 600 сотрудников, и эта та численность, которая необходима на первоначальном этапе существования подразделения.
«Сотрудники в новую дорожную полицию будут набираться исключительно путем прохождения конкурса. Старые работники ГАИ также будут иметь право принимать в нем участие. Отбирать будут только самых лучших, соответствующих антикоррупционным принципам и принципам психологической стойкости. Также будут учитываться критерии профессионализма», — уточняет советник министра внутренних дел Арсена Авакова, народный депутат Антон Геращенко.
Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта допускает, что планируемый конкурс будет иметь коррупционную составляющую и в новое подразделение могут вернуться недобросовестные кадры.
«Надежды на дорожную полицию сегодня возлагаются немалые. Однако меня очень беспокоит вопрос кадрового подбора. Думаю, что многие порядочные специалисты вернутся, но также могут вернуться работники, которые «доили» систему. Не исключаю, что посредством взяток в новой дорожной полиции могут появиться далеко не лучшие кадры, которые потихоньку начнут восстанавливаться все худшие традиции ГАИ. Угрозы такие существуют», — заявил он.
Отметим, что полномочия «дорожников» будут очень схожи с функциями городских патрульных. То есть, они, как и «копы», будут в случае выявления нарушений применять нормы административного законодательства и реагировать на проявления криминального характера. Но главным задачами нового подразделения станут поддержание безопасности дорожного движения и уменьшение аварийности на дорогах. На груди новых инспекторов будут видеокамеры для фиксации происходящего и жезл с красным диском на конце, вместо традиционной «полосатой палки».
Кроме того, ожидается, что проекты автоматической фиксации нарушений ПДД будут реализованы на дорогах государственного и международного значения в виде мобильных станций. Сама система автофикации пока работает в тестовом режиме и для ее полноценного запуска необходимо доработать законодательство.
«Финансирование на новую дорожную патрульную полицию заложено в бюджете. Зарплата работников новой дорожной полиции будет такая же, как и у патрульных — 8 тысяч гривен. Отмечу, что будут использоваться новые автомобили марки Mitsubishi, купленные по японскому кредиту с гибридными двигателями. Данных машин, их было закуплено более 600 единиц, будет достаточно для снабжения дорожной полиции, чтобы она могла догонять нарушителей и предотвращать правонарушения»,- сообщает А. Геращенко.
Напомним, ГАИ, место которой займет дорожная полиция, была ликвидирована в 2015 году, однако, по словам спикера МВД Артема Шевченко, сейчас на большинстве трасс до сих пор работают сотрудники автоинспекции в рамках промежуточного этапа реформирования правоохранительной системы.
Насколько эффективно будут работать «дорожники» покажет время, но о результатах деятельности патрульных на городских дорогах можно смело говорить уже сейчас.
В 2015 году патрульные в ходе несения службы повредили 201 автомобиль Toyota Prius, а в 2016 году – 439 авто. Наиболее отличились в этом деле столичные «копы». Так, к августу прошлого года тем удалось разбить 64% своего автопарка.
В целом, с 1 января по 15 декабря 2016 года, в 32 городах Украины, где функционируют управления патрульной полиции, зарегистрировано 655 ДТП с участием служебных авто патрульных, из них в Киеве – 219.
При этом, по информации Департаменте патрульной полиции НПУ, во время ДТП получили 55 патрульных получили травмы. Заместитель главы Национальной полиции Украины Александр Фацевич в конце октября прошлого года, комментируя ДТП с участием патрульных авто, сказал, что «легкие ДТП и так далее, происходят раз в неделю, два раза в неделю».
Ситуация же на самих дорогах тоже неутешительна: в 2016 году в стране произошло 154 556 ДТП, в которых погибли 3 187 человек и 32 079 получили телесные повреждения разной степени тяжести.
С. Шабовта подчеркивает, что создание дорожно-патрульной полиции имеет комплексный характер, ведь речь идет не только о штате, но и об инфраструктуре.
«Проблема будет решаться за счет налогоплательщиков, потому что инфраструктура ГАИ была уничтожена или передана в другие управления», — говорит он.