В первой половине июня на украинских автомагистралях появились первые патрули дорожной полиции, которая в рамках реформы правоохранительной системы пришла на смену ликвидированной ГАИ. Новое подразделение будет занято обеспечением правопорядка на трассах национального и международного значения.
Первые группы патрульной дорожной полиции в составе свыше 20 патрулей уже следят за ситуацией на определенных участках 10 основных автомагистралей страны. В Нацполиции уже отрапортовали о первом месяце работы «дорожников». Согласно информации правоохранителей, за месяц они зафиксировали 12 071 административное правонарушение, из которых 337 касаются вождения авто в нетрезвом состоянии.
Кроме того, полицейские выявили 32 нарушений, которые относятся к статьям Уголовного кодекса. Также на протяжении первого месяца работники дорожной полиции приняли 1 796 вызовов по линии «102».
Дорожная полиция, надо добавить, во многом будет дублировать обязанности городских патрульных, однако при этом будет иметь свою специфику. Что касается зарплат «дорожников», то они не будут отличатся от жалованья их городских коллег, то есть буду составлять около 8 тыс. гривен
В планах руководства Нацполиции переоборудование стационарных постов ГАИ на станции дорожной полиции, в которых, со слов заместителя начальника департамента патрульной полиции Алексея Белошицкого, будут также размещаться другие профильные службы.
Такие шаги делаются, как говорит А. Белошицкий, для того «чтобы лучше осуществлять надзор за состоянием дорог, предоставлять услуги гражданам и взаимодействовать с целью улучшения ситуации как с аварийностью, так и с состоянием дорожного покрытия». Сегодня известно о 8 объектах ГАИ, на которых уже дежурят полицейские.
Полноценно дорожная полиция, как ожидается, заработает к концу текущего года. Как рассказал глава Национальной полиции Сергей Князев, сегодня продолжается набор кадров в новое подразделение.
Штат подразделения комплектуется на правах конкурса. Бывшие сотрудники ГАИ имеют возможность поучаствовать в наборе. Критериями отбора новых кадров, по заявлению советника министра внутренних дел, народного депутата Антона Геращенко, выступают профессионализм, приверженность антикоррупционным принципам и психологическая стойкость.
Планируется, что в сентябре на ключевых дорожных артериях страны службу будут нести 800-900 полицейских, а к концу года – около 2 000. При этом парк авто «дорожников» составит 250 авто (сегодня на городских улицах службу несут более 1030 экипажей патрульной полиции). Это будут знакомые украинцам машины марки Hyundai. Глава Нацполиции С. Князев уверен, что с приходом дорожной полиции статистка аварийности снизится.
Известный журналист-криминалист Константин Стогний, комментируя появление нового подразделения, сомневается, что ситуацию на дорогах улучшится, указывая на низкую подготовку квалификацию кадров.
«У нас бездумно взяли и развалили ГАИ, и осталась полная бесконтрольность. Сейчас многие патрульные даже не знают элементарные правила. Многие так и не научились ездить, посмотрите, сколько уже было разбито патрульных машин (в 2016 году произошло 655 ДТП с участием патрульных авто, а с начала 2017 года до середины апреля – 261 ДТП – Ред.). Да, часть не по вине полицейских, но остальная часть как раз по вине полиции. И именно такие ситуации приводят к тому, что на дорогах большая смертность. Регулировать систему пришли люди, которые никогда не были с ней знакомы», — говорит К. Стогний.
В свою очередь юрист компании «Авто-адвокат» Михаил Алексеенко считает, что пока не будут тотально внедрена система автоматической видеофиксации нарушений ПДД, а сами дороги не отремонтируют, нельзя ожидать от дорожной полиции каких-то существенных результатов.
По его мнению, даже при наличии одного служебного авто на участке дороги в 25 километров (а именно на такую частоту экипажей рассчитывает полиция после полноценного старта подразделения), отследить все нарушения будет нереально.
«Необходима автоматическая фиксация скорости – видео или иная, чтобы каждое превышение скорости фиксировалось, передавалось дальше на пост. Или система фиксирует номер автомобиля и передает его в базу, таким образом, сразу можно выявить машину, которая разыскивается. В этом случае дежурный ближайшего поста сможет оперативно отреагировать и принять соответствующие меры. Но, к сожалению, это у нас еще не работает полномасштабно система. Необходимые законы приняты, но в Киеве система только тестируется, поэтому я не вижу пока предпосылок для кардинального изменения ситуации на дорогах. Кроме того, нужно учесть качество дорог в Украине. За 5 месяцев 2017 года в 9-ти регионах страны увеличилось количество ДТП с пострадавшими, которые случились по причине неудовлетворительного состояния дорог. Если, скажем, зима, гололед, то как патрульный сможет что-то изменить? Скорость автомобилей замедляется, количество их, наоборот, увеличивается, и ситуация уже неконтролируема. Это касается и поврежденных участков. Эти проблемы нужно устранить», — объясняет М. Алексеенко.
Но есть и преимущества в патрулировании трасс , считает эксперт. Во-первых, само понимание водителями, что на трассе дорожная полиция, действует как «успокоительная таблетка». Ведь в случае чего, можно ожидать оперативной помощи от патруля при ДТП.
Во-вторых, практика показывает, что если водители уведомлены о присутствии на том или ином участке дороги поста, то их поведение приобретает законопослушный характер.
Напомним, смертность на дорогах в Украине остается самой высокой среди всех стран Европы.
По итогам прошлого года в стране произошло 138 536 ДТП. Жертвами аварий стали 4003 человека, при этом травмы различной степени тяжести получили 31 600 человек ДТП в Украине является первой по распространенности причиной смерти среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет и второй – среди детей в возрасте от 5 до 14 лет. Более 43% погибших являются пешеходами и велосипедистами. Аварии, по информации департамента медицинской помощи Минздрава, чаще всего происходят из-за превышения водителями скорости, необустроенности пешеходных переходов, нарушения правил пересечения перекрестка, а также управления автотранспортом в нетрезвом состоянии.
Из-за дорожно-транспортного травматизма, Украина, по оценкам Всемирного банка, теряет около 4,5 млрд долларов (данные на 2014 год).