Юрий Шпак
06:00 11/07/2017

Дорожные миллионеры Украины: кто зарабатывает на освоении бюджетных средств

Редакция ГолосUА внимательно изучила результаты украинских тендеров в сфере дорожного строительства в первом полугодии 2017 года. В расчет принимались государственные закупки стоимостью более одного миллиона долларов по всем регионам Украины. При этом были определены области-лидеры по освоению бюджетных средств и самые богатые подрядчики.

Украинское бездорожье

К сожалению, вечные дороги Римской империи так и не были проложены в скифское царство, поэтому Украина вынуждена вести дорожное строительство практически с нуля. Из наследия Российской империи нам остались только бессмертные рассуждения об украино-российских дорогах и дураках на страницах «Мертвых душ» земляка Николая Гоголя.

Вернемся в современность.

Всего в Украине порядка 170 тысяч километров дорог. Из них 90% не ремонтировалось около 30 лет. Требованиям по прочности, как сообщает Мининфраструктуры? не соответствует 39,2 % дорог, а по «ровности» — 51,1%.

В декабре 2016 года руководитель украинского «Автодора» Славомир Новак сообщил, что 97% украинских дорог в плохом состоянии, а более половины из 17 тысяч мостов – аварийные.

К слову, одна из проблем наших дорог – тяжелые грузовые автомобили. Мининфраструктуры утверждает, что только 24% дорог рассчитаны на грузовые авто весом 36 т и только 2% украинских трасс не разрушается, если по ним едет фура весом до 40 тонн. В Украине около 20% грузоперевозок обеспечивают грузовые автомобили.

В январе 2017 года министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что в планах ведомства – ремонт 2-2,5 тыс. км автодорог и 80 мостов.

Бездорожье от безденежья

В 2016 году на ремонт дорог было потрачено 8 млрд грн и отремонтировано 900 км дорог.

По подсчетам экспертов, если финансировать дороги на уровне 40-50 млрд грн в год, то отремонтировать их можно будет лет за 20.

Главная проблема в том, что большая часть выделяемых «Укравтодору» средств направляется на погашение предыдущей задолженности. Да, и те деньги, что выделяются, поступают, как правило, по остаточному принципу.

Если мы посмотрим государственный бюджет на 2017 год, то увидим, что на строительство дорог предусмотрено всего 6,6 млрд грн, а на выплату долгов – 7,3 млрд грн.

Отдельная строка на мост в Запорожье – 250 млн. грн. и улучшение дорог в Львовской области — тоже 250 млн. грн. Также обозначено финансирование отдельной дороги Р-52 Днепропетровск-Царычанка-Кобеляки-Решетиловка на сумму 350 млн грн.

В 2016 году Укравтодор приводил статистику, что стоимость ремонта дорог в Украине дешевле, чем в США и ЕС. Так, у нас на строительство дороги первой категории необходимо порядка 4 млн долл/км., а в США -10-11 млн долларов, ЕС- 10,5-14,5 млн долларов).

Дополнительно 15 млрд грн правительство обещает выделить за счет реструктуризации размещенных в прошлом ОВГЗ.

Кто зарабатывает на украинских дорогах

Для исследования мы воспользовались данными информационного сервиса Zакупівлі 2.0, который систематизирует все данные по результатам прошедших в Украине тендеров.

Чтоб не утонуть в громадном количестве цифр и тендеров в сфере дорожного строительства, были отобраны только те, где сумма закупки превышает один миллион долларов.

Результаты анализировались с начала 2017 года до 5 июля. Фактически – первое полугодие.

В рейтинг не вошли государственные и коммунальные подрядчики (Облавтодоры).

Частные компании, получившие подряды по ремонту и строительству дорог в Украине стоимостью выше 1 миллиона долларов США

group>
/>
/>
/>
/>

Компания

Общая сумма выигранных тендеров, млн долл.

Количество выигранных тендеров за текущий период

Области, где работает компания

ООО «Автомагистраль-Юг»

258,8

18

Днепропетровская, Львовская, Сумская, Харьковская,

ООО Техно-Буд-Центр

60,4

2

Закарпатская, Тернопольская

ООО "РОСТДОРСТРОЙ"

52,4

10

Николаевская, Киевская, Полтавская, Черкасская

ООО «Дорожное строительство АЛЬТКОМ»

46,8

6

Полтавская, Черкасская, Донецкая

ООО «ОНУР конструкцион интернешнл»

44,8

4

Львовская, Киевская

ООО «ПБС»

36,7

4

Ивано-Франковская

ООО «Украино-польское предприятие с иностранными инвестициями УПС»

19,9

2

Днепропетровская

ООО «САТ Украина»

18,2

4

Харьковская, Черновицкая, Закарпатская

ПП РОМА

10,9

3

Львовская

ПАТ Хмельницкое ШБУ-56

7,7

3

Винницкая, Хмельницкая, Ровенская

ООО «Строительная компания Дорлидер»

7,4

2

Полтавская

ООО «ГЛАВШЛЯХБУД»

7,2

2

Черкасская

ООО "ДАФ-С"

7

1

Харьковская

ООО "ВЕСТАШЛЯХБУД"

5,9

1

Днепропетровск

ЧП "БУДГАРАНТ-7"

5,2

1

Полтавская

ООО «Совместное украинско-немецкое предприятие АВТОСТРАДА»

5

2

Винницкая

ООО «Трансстроймеханизация»

4

1

Черкасская

Дорстрой

4

1

Черкасская

ООО «ИНТЕР БУД»

3,6

1

Ивано-Франковская

ООО «ТК «Промторг»

3,4

1

Полтавская

ООО «Глобус-авто»

3,3

1

Одесская

ЧП «Киевшляхбуд»

3,1

1

Киевская

ООО «ЕДБ»

2,6

1

Винницкая

ООО «Компания «Евродор»

2,4

1

Черновецкая

ЧП "Харьковвспецбудмеханизация-7"

1,9

1

Сумская

Используя полученную информацию по суммам проведенных тендеров, можно составить рейтинг финансирования дорожного строительства в Украине по областям.

Области-лидеры дорожного строительства в 2017 году (тендера от 1 млн долл.)

group>
/>
/>

Область

Сумма подтвержденных тендеров, млн долл

Львовская

238

Харьковская

168,6

Днепропетровская

137,5

Полтавская

107, 8

Тернопольская

77

Ивано-Франковская

58,6

Черниговская

46,8

Винницкая

44,5

Николаевская

44,1

Сумская

41,1

Киевская

36,3

Черкасская

32,5

Закарпатская

21,2

Волынская

9,2

Кировоградская

9,1

Ровенская

9

Донецкая

6,6

Луганская

4,3

Черновецкая

3,6

Одесская

3,3

Хмельницкая

1,3

Житомирская

Запорожская

Херсонская

/> Дорожные Варяги

Рынок строительства и ремонта дорог в Украине очень привлекателен не только для отечественных компаний, но и зарубежных. Некоторые из них уже работают в Украине, другие только готовятся на него выйти.

Сообщалось о заинтересованности европейских и китайских инвесторов в строительстве концессионных дорог, и появится они могут буквально в 2018 году, хотя министр инфраструктуры Омелян говорил даже о 2017-ом.

Например, французская компания VINCI, крупнейший в Европе концессионный оператор, уже пятый раз пытается зайти в Украину, но пока безрезультатно.

Также стоит упомянуть крупную израильскую дорожно-строительную компанию Shapir Group, в структуру которой входят также асфальтовые и бетонные заводы.

В Украине работали итальянские компании, но не очень удачно — в августе 2016 года Укравтодор расторг контракт с итальянской компанией Тодини Интернационале из-за систематического невыполнения подрядчиком своих обязательств.

Что касается турецких подрядчиков, то они уже активно работают в Украине. Прежде всего, это компания «Онур», успевшая засветиться в качестве победителя на многих тендерах. Недавно она выиграла тендер на ремонт трассы во Львовской области на 228 млн гривен.

В Киеве уже отметилась китайская госкорпорация China Road and Bridge Corporation (CRBC), которая вызвалась за собственные деньги выполнить технико-экономическое обоснование завершения строительства Большой окружной дороги вокруг Киева.

О своем желании поработать на украинском рынке заявили и немецкие дорожно-строительные компании BAU KG REINBEK GmbH и BAU KG RALSHTEDT GmbH, которые учредили для этой цели консорциум «Алвирод» и ведут переговоры с украинской стороной.

Надежды на будущее

С 2018 года финансирование ремонта дорог кардинально изменится – будет создан специализированный Дорожный фонд.

Однако заработает он не в полную силу. В год начала работы Фонд будет пополняться только на 50% за счет акцизного сбора на моторное топливо. Вторая половина будет идти по-прежнему из бюджета. В 2019 году целевые поступления будут составлять 75% поступлений в Фонд, и только с 2020 года он выйдет на полное финансирование за счет целевых налогов.

Также будет решен вопрос с отчислениями для больших грузовых фур.

Мы совсем не коснулись самого важного вопроса дорожного строительства в Украине – государственной коррупции в этой сфере, но обязательно изучим и эту тему.

Читайте также по теме