Редакция ГолосUА внимательно изучила результаты украинских тендеров в сфере дорожного строительства в первом полугодии 2017 года. В расчет принимались государственные закупки стоимостью более одного миллиона долларов по всем регионам Украины. При этом были определены области-лидеры по освоению бюджетных средств и самые богатые подрядчики.
Украинское бездорожье
К сожалению, вечные дороги Римской империи так и не были проложены в скифское царство, поэтому Украина вынуждена вести дорожное строительство практически с нуля. Из наследия Российской империи нам остались только бессмертные рассуждения об украино-российских дорогах и дураках на страницах «Мертвых душ» земляка Николая Гоголя.
Вернемся в современность.
Всего в Украине порядка 170 тысяч километров дорог. Из них 90% не ремонтировалось около 30 лет. Требованиям по прочности, как сообщает Мининфраструктуры? не соответствует 39,2 % дорог, а по «ровности» — 51,1%.
В декабре 2016 года руководитель украинского «Автодора» Славомир Новак сообщил, что 97% украинских дорог в плохом состоянии, а более половины из 17 тысяч мостов – аварийные.
К слову, одна из проблем наших дорог – тяжелые грузовые автомобили. Мининфраструктуры утверждает, что только 24% дорог рассчитаны на грузовые авто весом 36 т и только 2% украинских трасс не разрушается, если по ним едет фура весом до 40 тонн. В Украине около 20% грузоперевозок обеспечивают грузовые автомобили.
В январе 2017 года министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что в планах ведомства – ремонт 2-2,5 тыс. км автодорог и 80 мостов.
Бездорожье от безденежья
В 2016 году на ремонт дорог было потрачено 8 млрд грн и отремонтировано 900 км дорог.
По подсчетам экспертов, если финансировать дороги на уровне 40-50 млрд грн в год, то отремонтировать их можно будет лет за 20.
Главная проблема в том, что большая часть выделяемых «Укравтодору» средств направляется на погашение предыдущей задолженности. Да, и те деньги, что выделяются, поступают, как правило, по остаточному принципу.
Если мы посмотрим государственный бюджет на 2017 год, то увидим, что на строительство дорог предусмотрено всего 6,6 млрд грн, а на выплату долгов – 7,3 млрд грн.
Отдельная строка на мост в Запорожье – 250 млн. грн. и улучшение дорог в Львовской области — тоже 250 млн. грн. Также обозначено финансирование отдельной дороги Р-52 Днепропетровск-Царычанка-Кобеляки-Решетиловка на сумму 350 млн грн.
В 2016 году Укравтодор приводил статистику, что стоимость ремонта дорог в Украине дешевле, чем в США и ЕС. Так, у нас на строительство дороги первой категории необходимо порядка 4 млн долл/км., а в США -10-11 млн долларов, ЕС- 10,5-14,5 млн долларов).
Дополнительно 15 млрд грн правительство обещает выделить за счет реструктуризации размещенных в прошлом ОВГЗ.
Кто зарабатывает на украинских дорогах
Для исследования мы воспользовались данными информационного сервиса Zакупівлі 2.0, который систематизирует все данные по результатам прошедших в Украине тендеров.
Чтоб не утонуть в громадном количестве цифр и тендеров в сфере дорожного строительства, были отобраны только те, где сумма закупки превышает один миллион долларов.
Результаты анализировались с начала 2017 года до 5 июля. Фактически – первое полугодие.
В рейтинг не вошли государственные и коммунальные подрядчики (Облавтодоры).
Частные компании, получившие подряды по ремонту и строительству дорог в Украине стоимостью выше 1 миллиона долларов США
Компания |
Общая сумма выигранных тендеров, млн долл. |
Количество выигранных тендеров за текущий период |
Области, где работает компания |
ООО «Автомагистраль-Юг» |
258,8 |
18 |
Днепропетровская, Львовская, Сумская, Харьковская, |
ООО Техно-Буд-Центр |
60,4 |
2 |
Закарпатская, Тернопольская |
ООО "РОСТДОРСТРОЙ" |
52,4 |
10 |
Николаевская, Киевская, Полтавская, Черкасская |
ООО «Дорожное строительство АЛЬТКОМ» |
46,8 |
6 |
Полтавская, Черкасская, Донецкая |
ООО «ОНУР конструкцион интернешнл» |
44,8 |
4 |
Львовская, Киевская |
ООО «ПБС» |
36,7 |
4 |
Ивано-Франковская |
ООО «Украино-польское предприятие с иностранными инвестициями УПС» |
19,9 |
2 |
Днепропетровская |
ООО «САТ Украина» |
18,2 |
4 |
Харьковская, Черновицкая, Закарпатская |
ПП РОМА |
10,9 |
3 |
Львовская |
ПАТ Хмельницкое ШБУ-56 |
7,7 |
3 |
Винницкая, Хмельницкая, Ровенская |
ООО «Строительная компания Дорлидер» |
7,4 |
2 |
Полтавская |
ООО «ГЛАВШЛЯХБУД» |
7,2 |
2 |
Черкасская |
ООО "ДАФ-С" |
7 |
1 |
Харьковская |
ООО "ВЕСТАШЛЯХБУД" |
5,9 |
1 |
Днепропетровск |
ЧП "БУДГАРАНТ-7" |
5,2 |
1 |
Полтавская |
ООО «Совместное украинско-немецкое предприятие АВТОСТРАДА» |
5 |
2 |
Винницкая |
ООО «Трансстроймеханизация» |
4 |
1 |
Черкасская |
Дорстрой |
4 |
1 |
Черкасская |
ООО «ИНТЕР БУД» |
3,6 |
1 |
Ивано-Франковская |
ООО «ТК «Промторг» |
3,4 |
1 |
Полтавская |
ООО «Глобус-авто» |
3,3 |
1 |
Одесская |
ЧП «Киевшляхбуд» |
3,1 |
1 |
Киевская |
ООО «ЕДБ» |
2,6 |
1 |
Винницкая |
ООО «Компания «Евродор» |
2,4 |
1 |
Черновецкая |
ЧП "Харьковвспецбудмеханизация-7" |
1,9 |
1 |
Сумская |
Используя полученную информацию по суммам проведенных тендеров, можно составить рейтинг финансирования дорожного строительства в Украине по областям.
Области-лидеры дорожного строительства в 2017 году (тендера от 1 млн долл.)
Область |
Сумма подтвержденных тендеров, млн долл |
238 |
|
168,6 |
|
Днепропетровская |
137,5 |
107, 8 |
|
77 |
|
58,6 |
|
46,8 |
|
44,5 |
|
Николаевская |
44,1 |
41,1 |
|
36,3 |
|
32,5 |
|
21,2 |
|
9,2 |
|
Кировоградская |
9,1 |
9 |
|
6,6 |
|
4,3 |
|
3,6 |
|
Одесская |
3,3 |
1,3 |
|
— |
|
— |
|
— |
/> Дорожные Варяги
Рынок строительства и ремонта дорог в Украине очень привлекателен не только для отечественных компаний, но и зарубежных. Некоторые из них уже работают в Украине, другие только готовятся на него выйти.
Сообщалось о заинтересованности европейских и китайских инвесторов в строительстве концессионных дорог, и появится они могут буквально в 2018 году, хотя министр инфраструктуры Омелян говорил даже о 2017-ом.
Например, французская компания VINCI, крупнейший в Европе концессионный оператор, уже пятый раз пытается зайти в Украину, но пока безрезультатно.
Также стоит упомянуть крупную израильскую дорожно-строительную компанию Shapir Group, в структуру которой входят также асфальтовые и бетонные заводы.
В Украине работали итальянские компании, но не очень удачно — в августе 2016 года Укравтодор расторг контракт с итальянской компанией Тодини Интернационале из-за систематического невыполнения подрядчиком своих обязательств.
Что касается турецких подрядчиков, то они уже активно работают в Украине. Прежде всего, это компания «Онур», успевшая засветиться в качестве победителя на многих тендерах. Недавно она выиграла тендер на ремонт трассы во Львовской области на 228 млн гривен.
В Киеве уже отметилась китайская госкорпорация China Road and Bridge Corporation (CRBC), которая вызвалась за собственные деньги выполнить технико-экономическое обоснование завершения строительства Большой окружной дороги вокруг Киева.
О своем желании поработать на украинском рынке заявили и немецкие дорожно-строительные компании BAU KG REINBEK GmbH и BAU KG RALSHTEDT GmbH, которые учредили для этой цели консорциум «Алвирод» и ведут переговоры с украинской стороной.
Надежды на будущее
С 2018 года финансирование ремонта дорог кардинально изменится – будет создан специализированный Дорожный фонд.
Однако заработает он не в полную силу. В год начала работы Фонд будет пополняться только на 50% за счет акцизного сбора на моторное топливо. Вторая половина будет идти по-прежнему из бюджета. В 2019 году целевые поступления будут составлять 75% поступлений в Фонд, и только с 2020 года он выйдет на полное финансирование за счет целевых налогов.
Также будет решен вопрос с отчислениями для больших грузовых фур.
Мы совсем не коснулись самого важного вопроса дорожного строительства в Украине – государственной коррупции в этой сфере, но обязательно изучим и эту тему.