Уходящий 2014 год стал годом бенефиса для спекулянтов и махинаторов всех мастей, умножающих свое богатство за счет игры на разнице валютных курсов. Первой скрипкой и патроном всех спекулятивных операций стал Национальный банк Украины.
Именно его руководство, при полном содействии со стороны правительства, сделало все возможное для того, чтобы:
— золотовалютные резервы страны испарялись, как роса на солнце (на 1 января 2014 ЗВР составляли 20,415 млрд долларов США, а на 1 декабря 2014 года – 9,966 млрд долларов США
— курс национальной валюты снизился почти на 100% (на 1 января курс гривны по отношению к доллару США составлял 7,993 грн за 1 доллар, а на 26 декабря – 15,7688 грн за 1 доллар)
— стоимость кредитных ресурсов в гривне для отечественного бизнеса выросла более чем в 2 раза, что резко снизило его конкурентоспособность и привело к увеличению убыточных предприятий. Для достижения этого результата НБУ три раза за год повышал базовую учетную ставку 15 апреля с 6,5% до 9,5%, 17 июля с 9,5% до 12,5% и 13 ноября с 12,5% до 14%. Это «достижение» смог переплюнуть только российский Центробанк подняв в конце декабря учетную ставку до 17% в попытках остановить девальвацию рубля.
— сформировать «черный рынок» валюты, продолжая и вводя ограничения для покупки/продажи валюты исключительно для населения и инициируя установление 0,5% сбора с покупки валют как физическими лицами так и юридическими.
— обеспечить отток из страны иностранной валюты за счет принудительного выкупа государством сначала 100% (теперь 75%) валютной выручки у экспортеров.
— помочь банкам с ликвидностью и увеличить рост теневых и коррупционных операций на автомобильном рынке и рынке недвижимости за счет введения ограничений на операции с наличными деньгами.
— выкупить государственные долги и, в первую очередь, долги «Нафтогаза» на общую сумму не менее 150 млрд грн за счет эмиссии или маржинальной прибыли с финансовых операций.
Золотовалютные резервы тратились на возврат внешних долгов, так как правительство даже не собиралось вести переговоры про реструктуризацию или списание долгов. И Нацбанк этому никак не противился, хотя имел все необходимые полномочия, поскольку является регулятором валютного рынка и гарантом стабильности национальной валюты.
Попытки пополнить ЗВР по непонятной причине или злому умыслу предпринимались исключительно в виде разного рода запретительных процедур, направленных в первую очередь… против физических лиц и предприятий и вообще никак не затрагивая банки. Пролонгация нормы, введенной еще при С.Арбузове об обязательной продаже всей валютной выручки экспортеров привела к тому, что деньги стали оставаться вне Украины. Действие же ограничений на покупку валюты для населения, сначала в виде паспортного контроля, затем лимитирования сумм единоразовой покупки и, наконец, введение на три недели (со 2го по 21 сентября) принудительной конвертации всех валютных переводов в пользу частных лиц из-за границы в гривну – стимулировали становление и развитие «черного рынка» валюты, который был ликвидирован еще в конце 90-ых годов прошлого столетия.
Шедевром некомпетентности, а возможно и преступной деятельности НБУ (но этим почему-то не заинтересовались ни МВД, ни Генеральная прокуратура, ни СБУ), стала продажа трети золотого запаса страны (более 14 тонн золота) в октябре 2014 года. Попытки пояснить свои действия тем, что мол «мы сбалансируем таким образом состав золотовалютных резервов» выглядят не просто глупостью отдельных руководителей НБУ, а частью политики по разбазариваю национального достояния.
Инициативы правительства и НБУ по увеличению в 4 раза сбора с покупки валюты и еще большего ограничения по использованию наличных денег будет все больше загонять в тень украинский бизнес. А где больше тени – там больше коррупции. Так что цель деятельности предельно четко обозначена.