Доступ к публичной информации – подспорье для журналистов и… шпионов?

В начале января Верховная Рада Украины приняла Закон «О доступе к публичной информации». Этот шаг был поддержан как отечественными правозащитниками так и так называемым «мировым сообществом». В частности, содокладчики Парламентской ассамблее Совета Европы по вопросам Украины Майлис Репс и Мариетта Пурба-Лундин заявили: «Принятие этого закона принимает во внимание рекомендации международного сообщества и гражданского общества, увеличит прозрачность государственного управления и станет важным инструментом в борьбе с коррупцией». В ПАСЕ выразили надежду на то, что Президент Украины подпишет этот закон в ближайшее время. Теоретически, принятие этого закона должно способствовать уменьшению уровня коррупции в Украине. Но далеко не всякая теория у нас совпадает с практикой.

Чем же интересен закон? В первую очередь тем, что в нем наличествует четкое законодательное определение публичной информации – это отображенная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях информация, которая была получена или создана в процессе исполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации.

Но это уж очень канцелярская четкость, а в реальности такая формулировка может подразумевать практически все что угодно. При этом, закон определяет порядок доступа к информации, который обеспечивается путем систематического и оперативного обнародования информации в официальных печатных изданиях, на официальных сайтах в сети Интернет, информационных стендах; любым другим способом, но никак не обязывает чиновников в обязательном порядке публиковать все принятые решения на официальных сайтах своих структур (что было бы логично и уберегло бы их от значительно доли запросов как журналистов, так и всех остальных граждан).

Как предполагают авторы и апологеты закона, он упростит процедуру подачи журналистами информационного запроса субъекту властных полномочий. То есть даст возможность журналистам и обычным гражданам, а также общественным организация требовать с чиновника обязательного ответа на заданные вопросы. Согласно закону, запрос на информацию может подаваться физическими, юридическими лицами, объединениями граждан без статуса юридического лица (кроме субъектов властных полномочий), индивидуально или коллективно, в устной или письменной форме. Срок, отведенный на ответ чиновника – одна рабочая неделя. Госслужащие обязаны предоставить информацию по запросу граждан не позднее, чем через пять рабочих дней. Но оперативность ответа может бы увеличена, если речь идет об информации, необходимой для защиты жизни, свободы слова, качестве продуктов. В этих случаях ответ должен быть дан не более чем через 48 часов.

Казалось бы, живи да радуйся – все действия чиновников теперь будут под контролем общественности. Но не все так просто. Без четкой регламентации того, что является частью публичного процесса принятия решений, а что – технической информацией, результатом реализации Закона «О доступе к публичной информации» будет некий постоянный украинский «WikiLeaks». В принципе, очень удобная штука для журналистов. Но также и для разведчиков всех мастей и видов, а также для любых аферистов, которым придет в голову парализовать работу практически любого органа исполнительной власти, завалив его запросами. В очередной раз, вместо рационального нормативного акта, был принят документ, во многом основанный на эмоциях.

Нельзя победить коррупцию, просто рассказывая о ней на всех углах. Без четкой системы обратной связи, выраженной в совместной работе правоохранительных органов и гражданского общества – толку от скандальных разоблачений не будет. А получение собственно технической информации о подготовке документации в госорганах мало что даст обычному гражданину, ведь для того, чтобы получить необходимую информацию – надо знать кому и какие именно вопросы задавать.

Ко всему прочему, очень велика вероятность того, что вместо ответов, граждане будут получать очередные отписки, пусть и в большем объеме, а чиновники, сославшись на большую загруженность в связи с ответами на запросы – будут еще менее оперативно выполнять свою основную работу.

Читайте также по теме