Кабинет министров Украины объявил старт государственной программы доступного кредитования для предпринимателей «5-7-9%», предполагающей частичную компенсацию государством расходов на проценты по таким кредитам через частные и государственные банки. Об этом во время пресс-брифинга сообщил премьер-министр Украины А. Гончарук. Поможет ли данная программа восстановить малый бизнес в Украине, сможет ли он конкурировать с иностранным, уменьшит ли внесение части суммы потенциальным предпринимателем рисков, а также должно ли государства содействовать в организации рынков сбыта, ГолосUA выяснял у нардепов и экономистов.
«Страна киосков»
«Между предпринимателями будет заключаться двусторонний кредитный договор. Перед заключением договора банки будут определять надёжность бизнеса по системе скоринга. Мы заинтересованы, чтобы эти кредиты не попали в руки мошенников, поэтому на банках большая ответственность. А спрашивать их о качестве отбора бизнес-проектов для кредитования будет Нацбанк», — сказал премьер.
Понятно, что бизнес, который получает кредиты под 5-9%, не сможет конкурировать с теми, кому они доступны под 0-2% (а ведь именно такие проценты, к примеру, на Западе). По этой причине скоринг или нет, а вот рынки сбыта придется организовывать самим предпринимателям. Причем именно там (учитывая, что наша страна завалена импортом), где конкуренты нашего бизнеса имеют преимущество в виде практически безоплатной ссуды.
Что касается комментариев пользователей соцсетей на тему этой программы, то некоторые люди призывают государство вообще не лезть в экономику. Мол, сами разберутся. Конечно, если задача стать «страной киосков», — то да.
Также вопрос вызывает роль НБУ. Напомню, что у нас в целом по стране бизнес может получить кредит, если будет соответствовать евро стандартам. А таковые у нас практически отсутствуют. По той причине, что на любые стандарты нужны деньги. То есть замкнутый круг.
И на последок хочу напомнить о американской программе Troubled Asset Relief (ТАРП ) -программа правительства Соединенных Штатов на приобретение токсичных активов и собственного капитала от финансовых институтов в целях укрепления финансового сектора. Так вот – ее целью было то, чтобы банки активно выдавали кредиты. У нас же работает система сurrency board, то есть что деньги мы можем выпускать только под привлеченную валюту.
Вывод – кредитование реального сектора экономики у нас парализовано начиная с самого высокого уровня.
Образовательный центр для бизнеса
«Программа доступного кредитования для предпринимателей «5-7-9%» для внутреннего бизнеса. И эта программа не предусматривает кредитования иностранных лиц и компании. То есть это абсолютно нормальная процедура, по которой в свое время шли Сингапур, Китай. И есть определенные ограничения. Если планы реалистичны, то это не значит, что потенциальный предприниматель пришел, сказал, что хочет быть бизнесменом и ему дали 1,5 миллиона», — заявил народный депутат Украины Александр Качура.
Должен быть четкий бизнес-план, по которому он будет продвигаться, сказал депутат.
«Если (в США такая же процедура) комиссия устанавливает, что он не реалистичный, то в правительстве будет создан специальный образовательный центр, который будет обучать бизнесу. То есть предприниматель может потом откорректировать свой бизнес-план и получить деньги. То есть самое главное, чтобы деньги (поскольку это деньги налогоплательщиков) потом назад возвращались в бюджет», — отметил он.
Стартап + «Старткапитал»
Что касается 20%, который должен инвестировать сам потенциальный предприниматель, то это мировой опыт, говорит А. Качура.
«Когда люди свои деньги не вносят, они не в полной мере ощущают ответственность. Например, в Китае вообще кредитовали беспроцентно, но там были настолько жесткие условия, что вообще выселяли из города, если не возвращала кредит. И потом уже нельзя совершать предпринимательскую деятельность в больших городах», — считает он.
Это фактически уже было вопросом жизни и смерти, подчеркнул депутат.
«То есть люди все же должны найти часть этих денег», — отметил он.
Стартапы и кредитование
«Нельзя путать два основных направления финансирования малого бизнеса. По той причине, что есть так называемые, стартапы, и есть кредитование. Во втором случае государство может компенсировать процентную ставку. Но кредит это всегда повышенная ответственность, то есть ее могут брать только те, у кого есть бизнес-план, опыт работы и ликвидный залог, а также у них есть часть собственных средств для того, чтобы участвовать на паритетных началах с государством и банками для финансирования этого проекта. Если мы говорим о стартапах, то как правило, на начальных этапах они финансируются либо государством, либо, так называемыми, «бизнес-ангелами». На конечном этапе – за счет венчурных фондов и, так называемого «рискового финансирования». То есть, когда риск «прогореть» высок, но и высок уровень прибыли в случае его реализации и достижении успеха», — заявил экономист Алексей Кущ.
Понятия стартапа и кредитования необходимо различать, — говорит экономист.
Риск «прогореть»
«Что касается вероятности «прогореть», то она резко возрастает вследвие того, что программу запускают через систему госбанков, у которых уровень проблемных кредитов является самым высоким. Происходит это потому, что уровень управления в госбанках (менеджмента) относительно ниже, чем в частных. По этой причине эта система создает риски того, что эти деньги будут раздавать по списку согласованных, так званых, малых предприятий. А потом они будут использованы неэффективно и не по целевому признаку», — отметил он.
Эстонский опыт
Что касается рынков сбыта, то можно посмотреть, как работает национальное агентство по стимулированию развития предпринимательства в Эстонии, говорит экономист.
«Оно как раз нацелено на то, чтобы развивать экспортно-ориентированные направления малого бизнеса. Там выделяют деньги, чтобы увеличить экспортный малый бизнес и удельный вес малого бизнеса в общей структуре экспорта. И они не только занимаются дотациями, компенсацией части ставок, а также финансируют для бизнеса маркетинговые исследования, консалтинговые услуги и являются своеобразным бизнес-акселератором для малого бизнеса страны. То есть они проводят и тематические занятия по операциям на различных рынках. Оказывают юридические услуги, полностью сопровождают операции малого бизнеса, начиная от вхождения в таможенные системы, и заканчивая проникновением на зарубежные рынки (создание там рекламы, торговых представительств и так далее). То есть ведут предпринимателя по всей цепочке – начиная от создания этого продукта и заканчивая его реализации на экспортных рынках», — заявил экономист.
В Украине ежегодно выпускаются из ВУЗов сотни и тысячи экономистов и юристов, среди которых многие не могут найти работу по специальности, подчеркнул А. Кущ.
Рынки сбыта для украинского бизнеса
«Одной из проблем, почему наш малый бизнес не может выйти на внешние рынки, являются и логистическая (например, на той же «Укрзализныце» получить вагон малому бизнесу практически невозможно – все монополизировано крупными группами) и ментальная. По той причине, что многие предприниматели стали таковыми вынужденно из-за дефицита денег. Государство могло бы создать, по примеру Эстонии, такие же бизнес-акселераторы во всех крупных областных центрах. Эти отделения могли бы состоять из десятка молодых экономистов и юристов, которые бы становились своеобразными «бизнес-нянями» для малого бизнеса. Но, к сожалению, такой «сплав» с малым бизнесом у нас в стране никому не нужен», — отметил он.
Выступаю за то, чтобы поддерживать малый бизнес, заявил народный депутат Украины Андрей Николаенко.
«Но когда финансовая система не работает, когда такая учетная ставка, когда у нас вопрос рейдерства и, скажем так, законности в Украине не решены, то заманивать украинцев вернутся в страну вроде бы дешевыми кредитами неэффективно, сказал депутат. «Это не сработает, я в это не верю», — отметил он.