Доживет ли коммунальный транспорт до зимы?

Комфорт в коммунальном общественном транспорте во время осенне-зимнего периода является «притчей во языцех». К примеру, поездка в трамвае №28 от улицы Милославского до станции метро «Черниговская» при температуре минус 8 градусов Цельсия превращается в натуральную пытку. Причина проста: старые салоны чешских трамваев Tatra (Т3, Т4, Т6В5) не отапливаются из-за изношенности узлов и механизмов и патологической нехватки средств, как в бюджете города, так и в бюджете КП «Киевпасстранс». Новая киевская власть при вступлении на должность, обещала жителям города золотые горы и коммунальные блага, в частности, это касается комфорта и безопасности при поездках в общественном транспорте. Но что в итоге получили киевляне?

Пустой карман столичной власти

В конце сентября 2015 года как гром среди ясного неба прозвучала ошеломляющая новость: Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте города Киева до уровня «С» с уровня «СС» и его национальный долгосрочный рейтинг до уровня «ССС» с «ВВ». Если говорить на понятном простому человеку языке, то аналитики Fitch Ratings прямо говорят – дефолт Киева почти неизбежен.

«Экономика города, вероятно, испытает негативное влияние, поскольку реальный ВВП Украины сократился на 6,8% в 2014 г., и Fitch предполагает дальнейшее снижение: на 9% в 2015 году с учетом негативного макроэкономического тренда. Такое влияние будет частично сглаживаться хорошо диверсифицированной экономикой города. Исторически на долю Киева приходилось около 18% ВВП Украины в 2009-2013 годах», – отмечают аналитики.

Ну, казалось бы, откуда зарубежные специалисты могут так хорошо разбираться в проблемах города?  В Киевской городской государственно администрации они не работают, да и большинство жителей столицы практически не отреагировали на это заявление.

Но уже буквально в начале октября 2015 года стало известно, что Киевсовет поручил постоянной комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития изучить вопрос о наложении моратория на выплату внешнего долга, срок уплаты которого истекает в 2015 году. Проще говоря – у города нет денег на выплату долгов.

Это означает, что, несмотря на все заявления и предвыборные бигборды мэра столицы (а вот и деньги!), рассказывающие о «реальных делах», несмотря на большую концентрацию бизнеса (а, значит, налогоплательщиков и поступлений в городскую казну) и «сильную команду профессионалов», Киев оказался не в состоянии рассчитаться по своим счетам.

Учитывая вышесказанное возникает естественный вопрос – а на что тогда есть деньги? Ведь нам обещали обновленный транспорт, комфортные поездки и остальные блага.

Стоит вспомнить, что ранее, киевская власть на проблемы коммунального транспорта смотрела сквозь пальцы. Причина проста — маршрутки. Согласитесь, столичные улицы и сейчас забиты маршрутными автобусами, которые ходят чаще, да и значительно быстрее. Но главной изюминкой «маршрутчиков» является реальная возможность получать огромное количество «неучтенного нала». Кассовых аппаратов в этом виде транспорта нет, как и, впрочем, билетов за проезд. Это позволяет не называть реальные цифры доходов и «отстегивать» кому нужно серьезные деньги, чтобы иметь возможность работать дальше.

«Раньше проблема столичных властей заключалась в том, что о киевлянах они думали в последнюю очередь, в том числе, об общественном транспорте. Засилье маршруток на киевских улицах — это огромный поток черного нала, ведь все они зарегистрированы на физических лиц и платят минимальные налоги. Хотя в этой сфере вращаются огромные деньги – эта денежная масса давила на определенных чиновников. Зачем заниматься общественным транспортом – лучше заниматься «маршруточниками, так как их легче «доить», — рассказал директор Института города Александр Сергиенко.

Не станем кривить душой и честно признаем, что смена подвижного состава КП «Киевпасстранс» все же происходит. Активно закупаются львовские «ЛАЗы» (как автобусы, так и троллейбусы), что-то начали менять и в трамвайном парке (хотя и не так активно). То есть движение идет, и уже все реже можно встретить старый общественный транспорт, закупленный столичными властями «во времена царя Гороха». Но, тем не менее, в «спальных» районах столицы коммунальных троллейбусов и трамваев, находящихся на последней стадии выживания достаточно много. Они часто ломаются, выглядят неказисто, а иногда и… горят. Поэтому, что ждет киевлян этой зимой, может ответить только «Киевпасстранс».

Но в коммунальном предприятии честно сообщили, что в этом году город вообще не выделял средства на ремонт и модернизацию общественного транспорта.

«На такие проекты город нам денег не выделяет»,- констатировали в пресс-службе КП «Киевпасстранс».

Холодно не будет, хотя город денег не давал

Киевляне, да и гости столицы прекрасно знают, что такое общественный транспорт. Для многих памятна зима 2012 года, когда морозы на улице достигали температуры минус 23 градуса по Цельсию, а в трамваях и троллейбусах лучше всего было ездить с собственным обогревателем. Или вообще идти пешком, так как это теплее. Низкая температура проявила все «болячки» коммунальщиков: поломки и даже пожары транспорта во время движения. Как уже было сказано ранее, в этом году «Киевпасстранс» остался без внимания городской казны. Но мы прекрасно помним, что в 2015 существенно повысилась плата за проезд, а значит, деньги должны быть.

«Совершенно недавно у нас было рабочее собрание посвященное подготовке осенне-зимнему периоду. Это закупка шин, соли и подготовка подвижного состава к зиме. Особенно было уделено внимание работе печек. Мы знаем, что нужно делать и в сезон 2015-2016 на маршруты выйдет подготовленный подвижной состав. То есть киевляне не будут испытывать дискомфорта в транспорте. Троллейбусы и автобусы у нас новые, а трамваи прошли ремонт и выйдут на маршрут в рабочем состоянии. В этом году все печки будут работать», — заверила руководитель службы маркетинга и связей с общественностью КП «Киевпасстранс» Анна Бондарь.

Нам остается только надеяться, что слова коммунальщиков все же не разойдутся с делом, так как на протяжении последних нескольких месяцев в СМИ то и дело появлялись сообщения о проблемах и задолженностях по зарплате в КП «Киевпасстранс». Если нет денег для людей, то откуда они будут на ремонт и модернизацию?

Читайте также по теме