Дураки и дороги: старая сказка на новый лад

Чем теплее становится на улице, тем заметнее, что вместе со снегом «уходит» и асфальт с дорог, оставляя от них только ямы и направления. Несмотря на все усилия госструктур убедить украинцев в том, что от 91 до 97% всех ям на дорогах в течение последних двух недель были «залатаны», реальность упорно сопротивляется и никак не хочет укладываться в нормативы победных реляций чиновников. Колеса машин и ноги прохожих упорно проваливаются в несчастные 3% оставшихся ям и делают это с завидной регулярностью.

Негатив рядовых граждан, очевидно, дошел и до премьер-министра. Николай Азаров признал, что из 170 тыс. км дорог общего пользования повреждены 43 тыс. км., в результате чего Украина ежегодно теряет почти 50 млрд грн. или почти 4% ВВП и разрушение дорог продолжается. «Мы не настолько богаты, чтобы строить временные пути», – заявил Н. Азаров. Сказано – сделано, раз не такие богатые, то для строительства дорог надо как можно больше денег. И премьер, как истинный наследник народной традиции в подходах к финансированию ремонта выдал необходимую цифру расходов – 500 млрд грн. Напомню, что по подсчетам «Укравтодора» на эти цели требуется 264 млрд грн.. Именно столько заложено в проект Государственной целевой программы развития дорог общего пользования на 2013-2018 годы, которую разработало Государственное агентство автомобильных дорог Украины, о чем в ходе круглого стола в «Укравтодоре» сообщил советник главы «Укравтодора» Евгений Прусенко. Николай Азаров, в полном соответствии с народной мудростью, что для ремонта нужно ровно в два раза больше денег, чем планируется изначально, умножил подготовленную «Укравтодором» смету вдвое и именно ее и озвучил.

Во вступительном слове на заседании Кабмина Азаров признал, что Украина не может позволить себе за один раз потратить такую сумму, поскольку она составляет больше годового бюджета Украины. «Поэтому пришло время привлечь ресурс государственно-частного партнерства или концессии», — подчеркнул Н. Азаров и поручил министру финансов Ю. Колобову вместе с министром экономики И. Прасоловым, а также министром инфраструктуры Владимиром Козаком начать разработку практических механизмов использования государственно-частного партнерства для строительства магистралей.

Реакция на поручение премьера последовала незамедлительно: министр инфраструктуры Козак во время брифинга в Кабинете министров сообщил, что Мининфраструктуры работает над повышением контроля качества дорог, эффективным использованием имеющихся финансовых ресурсов и над поиском новых путей привлечения инвестиций в развитие сети автомобильных дорог. В частности, этому будут способствовать новые законодательные изменения, согласно которым планируется распределить функции управления дорожным хозяйством между Министерством, Укравтодором и Укртрансинспекция. Как подобное разделение функций между тремя ведомствами поможет улучшить качество дорог – непонятно, ведь как известно, у семи нянек дитя без глазу. Очень похоже, что украинцев просто держат за дураков, рассказывая им очередные сказки.

Вне зависимости от того, кто руководит «Укравтодором» и какую фамилию носит премьер-министр, дороги лучше не становятся, сколько бы денег на их ремонт и строительство не выделялось и бюджета и не бралось в качестве кредитов. Все годы независимости, пока именно государство занимается распределением средств на дорожные работы и непосредственно ремонтом и строительством дорог в Украине – в дураках остаются украинцы, которые вынуждены платить за отсутствие дорог несколько раз: в виде транспортного сбора, акцизов и пошлин на топливо, сборов с покупки автомобилей и… сломанных рук, ног, оторванных колес и разбитых кузовов собственных машин. 

Читайте также по теме